Бред коллективных покаяний
- Р.Н. Юрьев
24.04.2007 09:40
Думаю, ничего страшного во общем покаянии нет. Напротив, оно напомнит нам и о личных грехах, которые можно будет после и на исповеди рассказать. Есть политические моменты в "международных покаяниях" - это неизвестно откуда взявшееся правило по примеру холокоста, что, дескать, как только принесли извинения за что-либо, обиженный вправе требовать себе материальную компенсацию. Но никакими документами такая практика не закреплена, поэтому её вполне можно игнорировать. По-гречески покаяние - метанойа, "изменение ума". Это шире, чем просто раскаяние за прошлые грехи, - это - новый путь и новая жизнь, отказ от старой греховности. Ничего плохого в том, что люди вместе собираются и отказываются от того пути, который выбрали их предки, нет. Только нельзя придавать именно этому действию магическое значение. Когда Св. Иоанн Кронштадтский говорил о покаянии народа, он не говорил: соберитесь такого-то числа там-то, прочтите такие-то молитвы, и всё изменится. Здесь речь идёт об изменении самой жизни, изменении своего настроя, отказе от греха в своей, личной жизни и в общественной жизни. И, конечно, коллективное покаяние не заменит личного. Исповеди это совсем не отменяет и не заменяет. Разномыслие в этом вопросе вполне допустимо: есть аргументы и против. Например, можно сослаться на пророка Иеремию: В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иер.), т.е. дети уже не будут нести ответственность за дела родителей. Но в то же время мы знаем, что грехи родителей отражаются на детях.
|