Последняя ступень Владимира Солоухина
- Михаил Конопля
21.04.2007 02:19
Никогда не забыть передачи на ЦТ "Позиция", проходившей в открытом телеэфире около двадцати лет назад, которую вел обозреватель Генрих Боровик.
В ней принимали участие гостей пять, но центральными фигурами были Владимир Солоухин и Григорий Бакланов ("литературный генерал", главный редактор журнала "Звезда"). Два человека одного поколения, лидеры одного масштаба в разнополярном литературном мире, по разному смотревшие на Россию, ее историю, культуру, русский народ и на то - как русским жить дальше.
Именно Григорий Бакланов в августе 1988 года в "Литературной газете", в огромной статье в целую полосу, обрушился на Вадима Кожинова за публикацию в 4-м номере "Нашего современника" статьи "Правда и истина", где впервые в открытой советской печати были приведены страшные статданные по годам о масштабах целенаправленного уничтожения русского народа с 1918 года. Эту работу Вадим Кожинов писал около тридцати лет.
Бакланов потребовал от властей покарать "русского фашиста". Пожалуй, термин "русский фашизм" - тогда впервые прозвучал в советской литературе, не смолкает до сего дня.
В передаче Боровика В.А. Солоухин неожиданно поднял вопрос как о преступлении - об уничтожении красы и гордости Москвы и России - Храма Христа Спасителя, посвященного героям Великой Отечественной войны 1812 года. Начался такой переполох!... Кто-то вдруг начал заученно твердить, что Храм Христа Спасителя не представлял архитектурной ценности, что это не потеря, что его взорвали...
Боровику стало не по себе от такого острого и неожиданного разговора в его "Позиции", и он стал говорить, что многие специалисты не считали проект архитектора Тона за что-либо значимое...
Резко в полемику с Солоухиным выступил Бакланов... "Звон мечей", в котором аргументация за необходимость восстановления Храма Христа Спасителя была высказана Владимиром Солоухиным ясно и просто...
Бакланову уж не оставалось сказать чего-то другого, и он, пытаясь свернуть этот разговор в передаче, сказал, что да,... произошло, жалко, что взорвали Храм. И как бы окончательно закрыл тему.
Но на это Солоухин попросил присутствующих представить простую картину, и понять, что наблюдая одну и ту же картину, мы можем испытать совершенно разные чувства:
- Вы идете по улице, и видите, что на дороге толпа около сбитого погибшего ребенка. Вам всем, конечно, будет жаль этого ребенка. Но другое чувство Вы испытаете, если увидите, что на дороге лежит Ваш погибший ребенок.
Бакланова как током ударило. В передаче-то участвовали два мастера слова. И Солоухин убедительно, до конца ясно и просто высказал позицию РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА по отношению к уничтожению Величественного Храма Великого народа.
Велика роль Владимира Алексеевича Солоухина в том, что множество людей осознали необходимость восстановления Храма Христа Спасителя. Это символично, что именно в нем и отпели почившего Великого русского гражданина, поэта и общественного деятеля.
Пусть пухом будет Владимиру Алексеевичу Солоухину родная Русская Земля!
Михаил Конопля Протвино МО
|