Великая Россия: небо и земля
- Федор Федорович Воронов
19.04.2007 22:55
Самарскому и Виктору Николаевичу Тростникову.
Виктор Николаевич, у меня не "возражение", а замечание о грамотности и неграмотности. Насчет того, что смрадную мумию следует убрать с Красной площади, -- возражать нечего. Давно пора! (Возможно, Ваша реакция была вызвана предположением, что я -- скрытый защитник мумии. Нет.) Но Вы, приводя пример с Пушкиным, смешиваете две разные вещи: оттенок смысла (иногда весьма серьезный, как у слова "прелесть": "что за прелесть наши сказки" у Пушкина) между церковнославянским и русским словоупотреблением, -- и простую неграмотность. Я сам привел пример разницы в смысле: "злоба" дня (т.е., заботы) в славянском, и "злоба" в смысле злобности в русском. Таких примеров много. Насчет же "довлеть" -- тут просто незнание языка (и русского и церковнославянского) и смешение двух абсолютно разных слов.
За русский язык нужно бороться, а то от него ничего не останется! Это вовсе не "пуританство" (Вы хотели сказать: "пуризм"). Не 200 лет назад, а еще совсем недавно, в советское время, в популярных книжках для школьников разъяснялось насчет неграмотности употребления "довлеть" в смысле "давить". (См., например, книжку Льва Успенского "Слово о словах".) Аналогичная вопиющая неграмотность: "будировать" в смысле "будить, возбуждать" ("будировать" -- вообще не русское слово; истинный смысл его: "сердиться"). Чего только сейчас не встретишь! В газетной статье я натолкнулся на употребление слова "светоч" в женском роде (кто-то якобы "хотел быть светочью" -- склонение, видимо, по парадигме "сволочь"). Уничтожение цензуры привело и к истреблению института корректоров и страшному падению уровня языка.
Нет, Виктор Николаевич, за русский язык нужно бороться!
Другая сторона моего замечания: при всем моем горячем сочувствии к восстановлению Великой России, тексты заметки выглядят очень казенно, и мне лично как-то не верится, что монастырский духовник говорит такие речи (какие вкладывают в его уста авторы) на современном газетно-рекламном жаргоне. Опять-таки, партий, ратующих за такое восстановление (по крайней мере, на словах), немало. А если все поедут за благословением? Хорошо. Что же, отец Илий в каждой новой заметке о поездке к нему будет цитироваться повторяющим лозунги именно каждой новой партии? Или предполагаемая партия "Великая Россия" настолько радикально отличается от остальных, что именно ей и только ей дано благословение? В это тоже не верится. А верят ли в это авторы заметки и организаторы новой партии? Смущает какое-то несоответствие стиля и масштаба.
|