Патриарх Кирилл: привыкаем, но не ко всему

  • Вера.     23.02.2009 14:14

    http://zazimye.narod.ru/books/katehizis_dav.htm

    Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт
    КАТЕХИЗИС
    Иерей О.В.Давыденков

    «Таким образом, специфика христианского учения о Пресвятой Троице не в троичности и не в единстве, а в характере отношений между Ипостасями, которые являются, по христианскому учению, равночестными, а также в понимании Ипостаси как Личности. Так почему же именно в христианстве возникает это учение? Святой апостол евангелист Иоанн Богослов в Первом своем Соборном послании (4:8) говорит, что Бог есть любовь. Он не говорит, что Бог обладает любовью, что Богу присуща любовь, что Бог любит, но что Бог и есть любовь, т.е. сознательно онтологизирует Божественное свойство. Действительно, Любовь одно из существеннейших имен Божиих, которое позволяет нам более всего проникнуть в тайну Божественного Бытия. Очевидно, что Божественные Имена по тому значению, которое они для нас имеют, нс равнозначны. В самом деле, если человек прочитал Библию и не вынес оттуда, что Бог есть Сила, Премудрость, Свет, Красота, то это весьма прискорбно, но можно быть вполне хорошим христианином, даже и не зная этого. Но если человек прочитал Св. Писание и не вынес оттуда, что Бог есть Любовь, то лучше бы он его совсем не читал. Более того, многие Божественные Имена можно определить как производные от Любви. Например, что есть Истина, как не пребывание в Любви? Что такое Добро, если не Любовь, воспринимаемая тем, на кого она направлена? Но Красота тоже есть не что иное, как созерцаемая объективированная Любовь, воплощенная в действии или произведении. Но что такое любовь в библейском понимании? Нам это мешает понять скудость языка, поскольку в русском языке это слово применяется к совершенно не однозначным предметам. Мы говорим о любви к Богу и то же самое слово используем по отношению к каким-нибудь закускам или еще к чему-то подобному.
    В греческом языке, в отличие от русского, существовало четыре разных слова, выражавших различные аспекты любви. Наиболее точное библейское понимание любви дает нам Сам Господь Иисус Христос, (Ин, 15:13):"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". В евангельском, в христианском понимании любовь всегда носит жертвенный характер. Она связана с самоотдачей, не со стремлением обладать объектом своей любви, но, напротив, жертвовать собой ради того, кого любишь. Таким образом, Бог-Троица и Бог-Любовь - взаимообусловленные Истины, которые не могли возникнуть по отдельности. Их появление было возможно только в контексте единого вероучения, Блж. Августин даже сформулировал некий гносеологический принцип: "Ты видишь Троицу, если видишь любовь". А прп. Симеон Новый Богослов говорил, что если в Троице что и познаваемо, так это Ипостасная любовь.
    Итак, Троица - единство Трех в любви. Единство, при котором каждая Ипостась совершенно свободно отдает Себя двум другим и Сама является абсолютно прозрачной для Их ответного действия. В этом "вечном движении любви" (прп. Максим Исповедник) только и возможно истинное единосущие.»

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика