Почему из "Православной энциклопедии" пропал В.И.Даль?
- Р.Н. Юрьев
11.04.2007 21:19
Воистину Воскресе, Алексей! Вопрос глобальный Вы поставили, и в общем-то, с Вашим ответом на него можно согласиться. Для отделения семян от шелухи нужно "знать врага в лицо". Но на этом пути есть многие опасности. Первая - опасность для самих исследователей подзаразиться от "глубин сатанинских". Вторая - опасность для невнимательных. Скажем, пишут, будто иудеи поедают младенцев. И люди, не знающие ничего про иудеев, и ими вовсе не интересующиеся, будут относить это ко всем иудеям в принципе. В результате - осуждение целого народа, в этом грехе неповинного, а святые прикрывали грех брата своего, и боялись возвести клевету на других, хотя бы и иноверцев. Третья - назовём её так: "сохранение зла для потомков". Никто бы и не знал, быть может, о гностиках ничего существенного, если бы в многих трудах первых христиан не сохранилось множество характеристик этих течений. Нынешние сатанисты-язычники тоже черпают свои сведения из летописей, написанных монахами, или из обличительных слов. Богословский ответ - нужен, но был ли богословом В.И. Даль? Это мне не известно, к сожалению, изданные его произведения мне не доступны. Составление же словаря не является основанием для включения в ПЭ. Не включают же туда Фасмера, составившего этимологический словарь русского языка, не менее важный, чем Словарь Даля? Можно, конечно, включать туда всех православных людей, так или иначе ставших известными в миру, например, физиолога Павлова. Но это уже решение редакции - насколько допустимо расширять формат энциклопедии?
|