Отношение Православной Церкви к самоубийству
- игумен Кирилл (Семёнов).
11.04.2007 14:15
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ! "Кто прав о. Лев или свт. Филарет?" - вопрос и впрямь провокационный, Максим, но я не только по этой одной причине не возьмусь отвечать на него, ибо кто я такой, чтобы определять сравнительные достоинства святых отец?.. Хотя, с другой стороны, мы видим и у святых отцов разный подход и разное - по форме, хотя бы - решение множества житейских проблем и человеческих недоумений. Это ведь справедливо и для нас, людей обычных и грешных. Вот взять, к примеру, нас с Вами. Вам, пусть и миссионеру, может быть не чаще, нежели мне, священнику, приходится слышать от людей чуть ли не ежедневные вопрошания - скорбные и слёзные - о том, что им делать со своим горем и можно ли что-то сделать для посмертной участи их родственников-самоубийц. Священник и епископ - это последние инстанции на земле, которые что-то должны сказать этим людям. Можно, конечно, ответить им словами свят.Филарета, избавив себя от необходимости безпокоить свою душу и свои мысли такими страшными вопросами. Можно ответить и советом преп.Льва, тем самым, быть может, разделяя и с ним ответственность за такой совет (Церковь пока не высказалась официально за погрешительность его молитвенной формулы; и действительно, крайне необходимо разрешение таких вопросов соборным разумом). А вот Вам давно хочу я задать свой вопрос (простите, если Вы уже касались его в своих работах, я этого не знаю, но может быть, Вы ещё раз кратко потрудитесь на него ответить). Итак: как быть в случае людей, покончивших с собой в момент психического срыва (такое бывает), в минуту внезапного помрачения ума? (Не с закоренелыми сознательными богохульниками или безбожниками - о таких нельзя, разумеется, молиться.) Как быть с самоубийством хронических душевно-больных, если о свободе их воли и говорить не приходится? И кстати, можно ли молиться, на Ваш взгляд, о "ныне здравствующих" сумасшедших, опять-таки по причине повреждения их волевой ответственности? И если их болезнь - тайна Божия о них Промысла, как утверждал свят.Феофан Вышенский, то почему мы не можем предположить, что Промысл Божий имеет о них некую тайну и после их кончины? Есть у меня вопрос и такого рода: Вы говорите о умерших грешниках, как о людях, уже окончательно обречённых на ад, не так ли? Но скажите мне, кто их "уже окончательно обрёк на ад" - Высший Судия? Но Он нам ничего не открыл пока об их окончательной участи. М.б., общественное церковное мнение? Дескать, ну куда же такому отъявленному грешнику, как не в ад отправляться? но это суд человеческий, а не Божий... (Если они уже в аду - окончательно и безповоротно - это делает безсмысленными наши молитвы об усопших; молитсья за них ради нашей к ним любви? - да какой же смысл в такой любви, если она заранее обречена на безнадёжность? Разве что мы начнём себя самих любить за любовь нашу к ближним... но это не любовь, а её кривая тень). Тогда какое значение будет иметь для них всеобщий грядущий Страшный Суд? Должно ли понимать его как окончательный для них вердикт верховного суда (а в чём его необходимость, если они, по-вашему, уже и так раз и навсегда "прописаны" в аду?) Вот Вы вскользь упомянули о Чистилище. Конечно, мы не разделяем этих католических мнений, но всё же, объясните мне, что будет значить для этих грешников Страшный Суд, если они уже отбыли в место вечных мучений? Вопрос не праздный, согласитесь? Знаете, в дни родительских поминовений священники часто призывают молиться за усопших сродников, говоря и такие слова живущим: "Придёт и наш час, братия, и найдётся ли на земле хоть одна живая душа, чтобы помолиться о нас грешных?". Люди прекрасно понимают, о чём идёт речь...
|