Отношение Православной Церкви к самоубийству

  • Максим Степаненко     11.04.2007 01:21

    Христос Воскресе!
    Р.Н. Юрьеву. А вот Вы меня, брат, не поняли…
    И не вы один. У меня такое ощущение, что очень многие христиане мыс-лят некими штампами, блок-схемами, и ответы также выдают блоками-схемами. И когда задаешь «тонкий» неординарный ответ, вместо «тонкого» (другого термина пока не нахожу для описания специфики вопроса) ответа по-лучаешь, простите «огромный ответ» в виде блок-схемы, который в принципе хоть и по теме, но не ответ.
    Я задал «тонкий» конкретный вопрос - Бог захочет помиловать душу че-ловека, будет ли он дожидаться, пока его «вымолят» родственники? За чем Вы мне начинаете говорить о том, что об усопших НАДО молится?! Вопрос-то не об этом!
    Итак, вопрос: Бог захочет помиловать душу человека, будет ли он дожи-даться, пока его «вымолят» родственники? Ответ (и вряд ли кто-нибудь скажет обратное!): «Если Бог, захочет помиловать душу человека, Он ее помилует, не дожидаясь мотив о ней его родственников». И вот тут-то у некоторых право-славных происходит «перегрузка памяти и полный сбой оперативной системы», потому как между директивой «ОБ УСОПШИХ НАДО МОЛИТСЯ» и между утверждению «Если Бог, захочет помиловать душу человека, Он ее помилует, не дожидаясь мотив о ней его родственников» происходит КОНФЛИКТ, т.к. последние слова им кажутся критикой того, что об усопших НУЖНО МОЛИТ-СЯ.
    Разве я отрицаю в своих высказываниях необходимость молитв об усоп-ших? Не отрицаю.
    Об усопших нужно молится. Согласен! А для чего нужно молится? К ка-кому результату это приводит? Кому и какая от этого польза? Сам себе и отве-чаю (точнее отвечал): «Молитва об усопших предках - это выражение любви к ним, а это высшая добродетель христиан. Это также выражение доброй памяти о них, что само по себе приятно усопшим! Владыко Никон Рождественский пи-сал, что наши молитвы о предках, вызывают у них ответную реакцию - молитву о нас, к тому же через молитву мы, живые, становимся сопричастным их бла-женному состоянию (если они в раю), что опять же душеполезно…
    В своем примере о гражданских панихидах вы перестарались! Любая па-мять об усопшем и любые добрые слова – это очень хорошо и благочестиво! Тем более что душа-то усопшего все слышит и видит!
    И что в этом плохого, если окажется (точно-то никто НЕ ЗНАЕТ!), что молитвы об усопших более полезны живым (как «экзамен» на любовь), т.к. Господь милует всех христиан, веровавших во Христа? В ваших словах мне кажется некое возмущение: «Как так может быть, что без наших молитв Бог милует? Не-е-е-т… И есть такие случаи, когда не милует, специально ждет на-ших молитв, а потом милует…».
    Кстати, слова «Не столько они получают от нас пользы, сколько мы вос-принимаем от них духовной отрады и утешения» – это слова архиепископа Ни-кона Рождественского. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/undipped/18.html
    Так что Вам урок, прежде чем «наезжать» на таким убогих, как я, поду-майте, что эти убогие оперируют словами куда более умных. Тут уже у меня вышел конфуз: меня обвинили, что я лихо «расправляюсь с митрополитами», а от невнимательности мой оппонент не обратил внимания, что критика канона о самоубийцах прозвучала в устах Святейшего Патриарха Алексия II!

    К чему все эти рассуждения я развожу?
    Возможно ли покаяние в аду? Вот на что я так и не получил ответа. А это ГЛАВНЫЙ КЛЮЧ к пониманию, а стоит ли молится о самоубийцах!
    Я повторю с некоторой переработкой свой вопрос, заданный ранее, и прошу прочесть его внимательно.
    И все же меня гложет в этом деле одно сомнение. Первейшее условие принятия Господа и Его Царствия - покаяние. «Покайтесь…» Мф.3:2 - это пер-вые Его слова… Покаяние делает способным воспринимать веру во Христа в полной мере, Святого Духа, Его дары, всю Божию благодать и т.п., в т.ч. и рай после смерти.
    Но… Как учат св. Отцы после смерти покаяние невозможно.
    И что же тогда получается, покаяния нет, а значит не невозможно при-нять Господа, и выйти по Его милости из ада…
    Как бы ни хотел Бог простить всех и спасти, в закрытую дверь Он не мо-жет вломиться и спасти человека, который не хочет своего спасения. Получает так: тяжкий грешник спастись не хотел, его родственники хотят его спасения, и Господь по молитвам родственников… насильно спасает грешника. Не может Бог насильно спасти человека! Получается несуразица, если, правда, не отка-заться от утверждения, что покаяние после смерти невозможно…
    Если покаяние после смерти возможно, тогда становиться понятен «меха-низм» (слово, конечно, не хорошее, не богословское, но понятное), как проис-ходит облегчение участи некоторых усопших по молитвам родственников. Все предельно ясно становится: горячие молитвы родственников, вызывают в душе усопшего должное покаяние, преображающего его душу, которая становится способной безболезненно принять Бога, который есть Свет «Я свет…» (Ин.12:46), а значит оказаться в раю. Злые люди «более возлюбили тьму, неже-ли свет» (Ин.3:19), для них Свет Бога не выносим, Он для них страшная мука (как бесы себя вели перед Христом?).
    Или вот пример. Человек всю жизнь погружался во тьму, и вот по молит-вам милосердной родни, Господь вынимает его из адова мрака, приближает к Себе. И что? Дикая мука у того! Душа-то у него не раскаялась… А говорить о существовании некоего места, где душа и не в аду, и лишена всей полноты Бо-гообщения рая – это уже принципиально не далеко от католического Чистили-ща.
    Теперь, чтобы мои собеседники не запутались в моих рассуждениях, за-дам вопросы, которые как бы является итогом моих рассуждений.
    Вызывают ли молитвы родственников некие покаянные изменения в ду-ше грешника? Являются ли эти покаянные изменения обязательным условием для того, чтобы Господь помиловал душу грешника в аду или дал ей облегче-ние? Может ли Господь облегчить участь или спасти НЕПОКАЯВШУЮСЯ ДУШУ, из-за того, что о ней молятся?
    На все эти вопросы, брат Юрьев, у св. Филарета и ни у кого другого я по-ка не нашел…


    P.S. Вот Дмитрий говорит: «а молитва за усопших - это труд (покаяние) за них, не имеющих возможности покаяться». Эти слова находят у меня одобре-ния… Но проблема-то в том, находят ли эти слова одобрения у Св. Отцов и Священного Писания?

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика