Отношение Православной Церкви к самоубийству
- Дмитрий Б.
09.04.2007 19:00
Христос воскресе! Максим, примите и мое мнение. В Православии есть учение о синергии-сотрудничестве человека и Бога в деле спасения. Молитвой мы выполняем часть своей работы давая простор Божией благодати.
Преподобный Антоний Великий говорил: "Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения."
Получается, что молитва о живых - это помощь в выполнении их работы по борьбе со злом, а молитва за усопших - это труд (покаяние) за них, не имеющих возможности покаяться. Под трудом за них не имею в виду удовлетворение правды Божией, но нечто другое: возможно Господь таинственно переносит покаянный настрой молитвенника другим душам, если они того желают.
В одном из патериков есть слова Ангела Господня: "Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же". Они были сказаны на недоумение святого старца, которому во время литургии прислуживал Ангел, но не исправлял чин службы, усвоенный у еретиков. Исправил же заблуждение старца присутствоваший диакон. По-моему, эти слова Ангела в какой-то мере касаются и внутреннего духовного исправления.
Может быть самоубийцы, не желая этой жизни, не имеют желания и жизни вечной, поэтому молитвы за них остаются безплодными и, конечно, в нас самих нет сил на такое подвижничество.
Простите, если не допонял Вас и написал может быть очевидные вещи.
|