Отношение Православной Церкви к самоубийству
- Максим Степаненко
09.04.2007 14:18
Ваше Высокопреподобие! Замечу: мое письмо вызвано изначально не приведением Вами молитвы оптинского старца. Если Вы читали материал, где говориться о возможности молитвенной помощи душам самоубийц - разве я совершенно отказывал тогда в совете молиться? Никак нет! Единственное, что я сделал - предупредил, что этот молитвенный подвиг, увы, будет совсем не легким, что так и есть на самом деле... Теперь насчет утешения. Утешение утешению рознь. Мне думается, главное утешение - Бог есть любовь и Самый любящий Отец, доверьтесь Его воли - она всегда блага. Внушение доверия к милосердию Бога - самое главное утешение, которые можно сказать людям. Встает также вопрос, ели Бог захочет помиловать душу человека, будет ли он дожидаться, пока его "вымолят" родственники? И нужны ли Ему принципиально наши молитвы, чтобы совершить спасение человека? Я больше склоняюсь к мысли, что молитва об усопших более нужна и душеполезна живым, чем усопшим... Молитва об усопших предках - это выражение любви к ним, а это высшая добродетель христиан. Это также выражение доброй памяти о них, что само по себе приятно усопшим. Представьте, через 200 лет после своей смерти слышать молитвы своих далеких потомков - какая радость и утешение! Владыко Никон Рождественский писал, что наши молитвы о предках, вызывают у них ответную реацию - молитву о нас, к тому же через молитву мы, живые, становимся сопричастным их блаженному состоянию (если они в раю), что опять же душеполезно ( тут же делает ремарку, если они в аду - мы становимся сопричастны их мучениям и страданиям - полезно ли это бывает для некоторых христиан - вот проблема!)
И еще об утешении. Советы молиться о самоубийцах стали появлятся только в 19 - 20 вв., как и небезизвестный канон о самоубийцах. Напрашивается вопрос, а что - раньше христиане и святые отцы были столь не милосердны, что не давали советов молится в утешение за самоубийц? Разве 1000 лет назад самоубийц не было? Были... Не тешим ли мы свое тщеславие и гордость, давая такие советы, которые ранее не решались давать великие отцы Церкви? Не себя ли мы тогда обманываем? Сказано, непрощаемый грех - значит непрощаемый. Мы ведь не знаем истинных последствий для души самоубийцы от самоубиения! P.S. Для остальных хочу заметить - все мои вопросы и полемика на форуме - не есть выражение догм и канонов Церкви - это мое желание объективнее понять этот вопрос. Когда я взялся за проблему самоубийств, в начале для меня все было понятно, но чем подробнее в этот вопрос я вникал, оказалось, что белых пятен ой как много! И естественно хочется получить на них ответы, потому как игнорировать их сейчас нельзя - Россия на 2 месте в мире по количеству самоубийств на 100 тыс. населения. Лично мне очень хочется появление соборного определения, касаемого молитвенного поминовения самоубийц - этого не такая малая проблема, чтобы не обращать на ее внимания.
|