Уроки холокоста
- САВИН ИГОРЬ
19.02.2009 21:27
"..Мифом является не сам факт попытки геноцида евреев гитлеровским режимом"
Геноцида не было.. Иначе медаль сосвастикой-магендавидом бы не давали за переселение в Палестину... Прочтите
Еврейское слово 32 2008 Евгений Беркович Из новой книги «Сага о Прингсхаймах. Интеллигенция в эпоху диктатуры»
СВАСТИКА И ЗВЕЗДА ДАВИДА
Перед лицом угроз, исходящих от «нового порядка», лидеры еврей¬ских организаций Германии решили сплотиться и основали в январе 1933 года «Имперское представительство немецких евреев», во главе которого стоял всеми уважаемый берлинский раввин Лео Бек, признанный ученый и председатель «Общего союза рав¬винов в Германии». Другим лидером нового объединения стал Отто Хирш, человек без звания раввина, но поль¬зовавшийся авторитетом у рели¬гиозных и нерелигиозных евреев, несмотря на постоянное противо¬стояние с ультраортодоксальными группировками немецких иудеев, а также, временами, с сионистским движением в Германии, Представи¬тельство играло важную роль в делах немецкого еврейства, пока в 1938-39 годах оно не было заменено на кон¬тролируемое гестапо «Имперское объединение евреев в Германии». В первые годы своего существо¬вания Имперское представительство немецких евреев явно недооценива¬ло нарастающей опасности. Еще в начале 1934 года, когда намерения нацистов были уже многим ясны и понятны, Отто Хирш выступал против «поспешной эмиграции», ибо верил, что в «новой Германии» евреи смогут достойно существовать. Отношения Представительства не¬мецких евреев и Центрального об¬щества немецких граждан иудейской веры с немецким сионистским дви¬жением были всегда напряженными. Сионисты призывали евреев пере¬селяться в Палестину, не дожидаясь, пока условия жизни там станут впол¬не цивилизованными, их противни¬ки называли такую эмиграцию «пре¬ждевременной» и даже «преступле¬нием против сионизма», как эмоцио¬нально выразился однажды Альфред Хиршберг, один из видных деятелей Центрального общества немецких граждан иудейской веры. Некоторые лидеры сионистского движения были готовы идти на союз с нацистами, лишь бы добиться пере¬селения евреев в Палестину. На этом поприще особенно заметен был Георг Кареский, руководитель одной мар¬гинальной сионистской организации, не пользовавшийся большим уваже¬нием в сионистской среде. Кареский всячески подчеркивал опасность мо¬мента и призывал к крайним мерам, вплоть до сотрудничества с гестапо и министерством пропаганды, лишь бы увести евреев из Германии, подаль¬ше от грозящей беды. Возможно, он делал это, желая поднять свой лич¬ный авторитет среди единоверцев, но в понимании реальной опасности ему не откажешь. Как раз этого, к со¬жалению, не хватало еврейским ли¬дерам Германии в первые месяцы и годы Третьего рейха. Создается впечатление, что до ев¬рейских мудрецов не доходила суть антиеврейской идеологии нацистов, авторитеты иудаизма не до конца по¬нимали, что в Германии Гитлера для них нет места. Это отчетливо видно по меморандуму, посланному рейх¬сканцлеру представителями орто¬доксального иудаизма 4 октября 1933 года. Авторы меморандума объясня¬ют Гитлеру, что иудаизм не следует приравнивать к марксистскому ма¬териализму, что нечестно ошибки от¬дельных членов общины приписывать всему народу и что древний ев¬рейский народ далек от некоторых безответственных ультра-рациона¬листических еврейских писателей и журналистов. Евреи-ортодоксы вы¬ступили против «отвратительной ан¬тинемецкой пропаганды» и напомни¬ли рейхсканцлеру о евреях, павших за Германию на полях первой миро¬вой войны. Раввины, подписавшие меморандум, подчеркивают, что они не думают, будто целью новых вла¬стей является истребление еврей¬ского населения страны. Более то¬го, авторы меморандума уверены, что внутри жизненного простран¬ства для немцев всегда можно най¬ти и жизненное пространство для ев¬реев, где те смогли бы беспрепят¬ственно исполнять предписания сво¬ей веры и жить, не опасаясь за себя и судьбу своих близких. Если же они ошибаются и целью властей являет¬ся именно уничтожение всех евреев, то раввины просят рейхсканцлера прямо им об этом сообщить. Нетрудно догадаться, что этот ме¬морандум оказался в архиве, так и не успев дойти до письменного сто¬ла Гитлера. Пожалуй, только сионисты пользо¬вались вниманием и поддержкой на¬цистов. Эта поддержка не ограничи¬валась только словами, но выража¬лась во вполне реальной материаль¬ной помощи. В то время, как для обычной эми¬грации действовал установленный еще во времена Веймарской респу¬блики налог на вывоз капитала за границу, увеличенный Гитлером до немыслимых размеров, нацистские власти облегчали выезд евреев в Палестину и всячески содействовали деятельности сионистов в Германии. Согласно так называемому согла¬шению «Хавара» («Перенос» — ив¬рит), заключенному 27 августа 1933 года между министерством эконо¬мики Третьего рейха и сионистскими представителями из Германии и Па¬лестины, еврейским эмигрантам раз¬решался прямой трансфер части их имущества. Одновременно облегча¬лся экспорт товаров из Германии на Ближний Восток. В общей сложности с 1933 по 1939 годы по этому согла¬шению в Палестину было переведе¬но около ста миллионов рейхсмарок, что помогло шестидесяти тысячам немецких евреев, переселившихся в эти году в Святую землю, поддер¬жать существование в самое трудное первое время эмиграции. Понятно, что соглашение «Хавара», как и совместные договоренности между нацистами и сионистами, но¬сили чисто технический характер и не отменяли того факта, что сиони¬сты для Гитлера и его приспешни¬ков в любом случае оставались евре¬ями, которых они ненавидели и боя¬лись. Сионисты были для антисемитов частью системы «мировой закулисы», а создаваемое ими государ¬ство в Палестине было своеобраз¬ным «еврейским Ватиканом», шта¬бом, где зрели детали всемирного заговора. В то же время сионизм помогал решить важнейшую для нацистов на тот период задачу — освободить Гер¬манию от евреев, что делало сиони¬стов, пусть на время, «полезными врагами». Для нацистской Германии согла¬шение «Хавара» имело еще то пре¬имущество, что создавало брешь в бойкоте немецких товаров, к кото¬рому призывали евреи зарубежных стран. Сионистские организации и руководство ишува (еврейской об¬щины в Палестине) демонстратив¬но не участвовали ни в каких формах протеста против немцев, так как опа¬сались, что это создаст препятствие новым соглашениям. Отношения сионистов и нацистов и до заключения соглашения «Хавара» носили довольно экзотический ха¬рактер. В начале 1933 года барон Леопольд Иц Эдлер фон Мильденштайн был приглашен вместе с же¬ной совершить путешествие по Па¬лестине и написать серию путевых заметок в издаваемый Геббельсом журнал «Ангриф» («Наступление»), Именно барон фон Мильденштайн через несколько лет станет началь¬ником еврейского реферата (отде¬ла) службы безопасности — руково¬димой Райнхардом Гейдрихом раз¬ведывательного подразделения СС. Одним из подчиненных барона ста¬нет печально известный Адольф Эйхман. Барон фон Мильденштайн, сопро¬вождаемый одним из руководителей берлинских сионистов Куртом Тухлером и его женой, посетил во вре¬мя своего шестимесячного путеше¬ствия по Святой земле несколько евреиских поселений, о чем написал в весьма доброжелательном то не в се¬рии статей в «Ангрифе» под общим названием «Путешествие национал-социалиста в Палестину». Он высо¬ко оценил достижения сионистов и увидел в их деятельности возможное решение «еврейского вопроса» для Германии. Барон писал: «Еврей, ко¬торый сам возделывает свою почву, становится совсем новым евреем». Геббельс настолько высоко оценил писания барона, что распорядился даже отчеканить памятную медаль с изображением звезды Давида на одной стороне и свастики на другой. Столь же необычно выглядит ме¬морандум, отправленный 22 июня 1933 года лидерами сионистских ор¬ганизаций Германии непосредствен¬но Гитлеру. Немецкие сионисты при¬знаются в симпатии к новому режи¬му, установленному в стране наци¬стами, и утверждают, что сионизм в своих исходных положениях весьма близок (по выражению авторов ме¬морандума, «звучит в унисон»} наци¬онал-социализму. Это смелое утвер¬ждение далее разъясняется: «Сио¬низм верит, что возрождение нацио¬нальной жизни народа, как это про¬исходит в настоящее время в Гер¬мании на христианском и нацио¬нальном фундаменте, произойдет и дли еврейского народа. И для ев¬рейского народа решающими фак¬торами для существования должны стать происхождение, религия, об-
щая судьба и чувство уникальности. Это требует исключения эгоистиче¬ского индивидуализма либерального времени и замены его общей и кол¬лективной ответственность». Заканчивался этот меморандум так же, как и памятная записка иу¬дейских ортодоксов: просьбой в си¬стеме, которую национал-социали¬сты строят на расовой основе, найти место и для евреев, чтобы они смог¬ли внести свой вклад в процветание родины. Летом 1933 года один из самых известных сионистских лидеров Пале¬стины Артур Руппин, сам родом из Германии, нанес визит нацистско¬му теоретику расового учения Гансу Понтеру. Встреча состоялась в уни¬верситете Йены. Руппин оставил за¬писи их бесед, много говорящие о настроении сионистов того времени. Несмотря на откровенно выражен¬ную ненависть нацистов к евреям, проявленную с первых дней Третьего рейха, сионисты готовы были отне стись к действиям властей с понима¬нием, Руппин удовлетворенно запи¬сывает в дневнике: «Профессор вы¬глядит вполне дружественно. Он говорит, что евреи - не низшая раса по отношению к арийцам, а просто дру¬гая. Отсюда следует, что для еврей¬ского вопроса нужно найти новое, честное решение». Какое «честное» решение нашли нацисты для окончательного реше¬ния еврейского вопроса, мы теперь знаем. Но тогда у многих сионистов была надежда, что усилия гитлеров¬ской власти «выдавить» евреев из страны, представляют для ишува не¬виданный шанс пополнить свои ря¬ды. В Германию потянулся несконча¬емый поток визитеров из Палестины, желающих на месте оценить пер¬спективы еврейской эмиграции. Таким визитером был в 1933 году и Хаим Арлоэоров, ответственный за внешнюю политику сионистского Ев¬рейского агентства, один из основа¬телей социалистической партии «Мапай». Хаим попытался воспользо¬ваться связями в высших нацистских кругах своей бывшей возлюбленной Магды Фридлендер, ставшей к тому времени женой всесильного мини¬стра пропаганды Йоэефа Геббельса. Попытка оказалась безуспешной, Арлозоров вернулся в Тель-Авив и через несколько дней был застрелен на глазах у своей жены неизвестны¬ми людьми. Убийц так и не нашли. Не все визиты заканчивались так трагически. У многих визитеров го¬лова шла кругом от открывающихся перспектив: приток немецких евре¬ев на Святую землю кардинально из¬менил бы там политическую обста¬новку и ускорил создание государ¬ства Израиль. Руководитель левых сионистов Моше Белинсон писал Берлу Кацкельсону, издателю газе¬ты «Давар», близкой к рабочей пар¬тии: «Улицы здесь вымощены день¬гами, как мы в истории нашего сио¬нистского предприятия и мечтать не могли. Здесь есть предпосылки для такого блестящего успеха, которо¬го мы никогда не имели и иметь не будем». Палестинские сионисты боялись даже, что поток евреев из Германий будет слишком велик. На состояв¬шемся в Праге летом 1933 года Си¬онистском конгрессе Артур Руппин докладывал: «Чтобы поток эмигран¬тов не захлестнул, как лава, суще¬ствующие поселения в Палестине, число приезжающих должно быть в разумном процентном отношении к числу уже живущих», Эта задача мыслилась на значи¬тельную перспективу: уже после при¬нятия откровенно расистских Нюрн¬бергских законов в 1935 году, как не¬мецкие сионисты, так и деятели ишу¬ва, исходили из 15-20 тысяч эми¬грантов в год, а сам период эмигра¬ции евреев из Германии растягивал¬ся в их представлении на 20-30 лет. Как далеки эти иллюзии от реально¬сти Катастрофы, разразившейся в Европе всего через пять лет! Какие бы планы ни строили сио¬нисты, для них Палестина рассма¬тривалась как единственное воз¬можное место для эмиграции евре¬ев из Германии. Но для самих евре¬ев это было далеко не так очевид¬но. Когда летом 1933 года Арнольд Цвейг попал на Святую землю, он за¬писал в дневнике: «В Палестине. На чужбине»
|