Некоторые особенности клиросного послушания
- иеромонах Арсений (Железнов)
18.02.2009 23:19
Уважаемый Михаил, Вы ошибаетесь. Седальны в знаменном пении не имеют собственных распевов, подобнов или произволов, но распеваются на текущий глас. Дело в том, что в знаменном пении собственно знаменное пение, т.е. труд распевщика чередовалось с пением самогласными. Например: на всенощном бдении первые четыре стихиры на "Господи воззвах.." пелись по знамени, а остальные шесть - самогласными, т.е. заученными на память 3-х, 4-х или 5-ти-коленными распевами. Чтобы где-то знаменем распевались седальны я не встречал, впрочем и отрицать не буду. Если же эти подобны на седальны существовали в партесном пении, то это только доказывает "неудобоносимость". Объем материала, который надо знать на память, увеличивается в разы, а гласов в многовековом укладе Православного богослужения всего восемь (совершенное число). Совершенно согласен с Вами, что седальны раньше именно пелись, а ныне даже и не читаются. Может Вы путаете со светильнами, которые в знаменном пении распеваются именно крюком, т.е. знаменем и обладают потрясающей красотой, равной распевам евангельских стихир. С уважением.
|