Некоторые особенности клиросного послушания
- иеромонах Арсений (Железнов)
18.02.2009 21:55
Уважаемый Василий, конечно-же я знаю о существовании названного Вами сборника. Прослужив лет 15 на клиросе в качестве певчего и регента считаю этот сборник лучшим из прочих, т.к. данные в нем распевы гласов почти универсальны и исключают разномыслия среди певчих о том, как должен петься тот или иной глас. Скажу более. Как вполне академический в прошлом музыкант, я очень люблю наше церковное партесное гласовое пение, так сказать, "строгого" стиля. По мере сил предостерегаю своих единомышленников и, простите, учеников (очень не многих) от "узколобого" понимания церковного пения, т.к. певчие, начавшие петь знаменным распевом, сначала напрочь отказываются петь партесно. Это, так сказать, болезнь роста. Убеждаю, что нельзя обособляться от поющей партесно братии ибо мы все - чада Церкви Христовой. Но ведь и указы Святейшего Синода, которые мной приведены, никто не отменял. И Вы зря относите вопрос выбора стиля церковного пения ко "вкусу". Из цитат приведенных мной, грешным, есть Златоустовская. Разве Вы не знаете из Книги Правил, что частные суждение мужей Апостольских и учителей Церкви равнозначны решениям Вселенских Соборов. Иначе зачем было им (Святым мужам) эти суждения вообще высказывать. Подобными примерами полна Книга Правил - посмотрите, пожалуйста. А высказываниями Святых Отцев (названных мною и не только) в пользу одноголосного, исполняемого в диатоническом ладу (заметьте это!), повторюсь, можно наполнить хорошую, увесистую книгу. Вы думаете, что партеса раньше не было? Сколько угодно! Вспомните мистерию "на поле Деире" с её "мусикийским" (т.е. музыкальным, - да-да!) сопровождением! При этой "аранжировке" святых отроков Ананию, Азарию и Мисаила бросили в раскаленную печь! Наши с Вами Святые Отцы очень хорошо знали предмет, говоря, что пение духовное должно быть лишено многоголосия и хроматизмов, т.е. полутонов. Святитель Кирилл Александрийский так и сказал: (не дословно, по памяти) "..Музыкальная изнеженность полутонов да будет уделом гетер с букетами". Покойный Святейший Патриарх Алексий, как мудрый кормчий Русской Церкви, идя на допустимый в то время компромисс, просто благословил издание данного, повторюсь, очень качественного сборника, как отражение современной богослужебной практики. Не более. Послушайте, что говорит об этом Святейший Патриарх Алексий 1-й (Симанский): «Мы должны сделать всё возможное для того, чтобы изгнать мирской дух из нашего церковного пения, обратиться к древним его прекрасным образцам, столь любезным сердцу верющего и молящегося православного христианина».
С благодарностью за статью и уважением.
P.S. Кстати, а как Вы относитесь к тому, что в современном церковном партесном пении, скажем 4-й глас стихир, тропарей и ирмосов имеют различный распев. Тогда как в знаменном, если есть один распев 4-го гласа, то им и распеваются и тропари и стихиры и ирмосы. Если у нас осьмогласие, то певчему-знаменщику и нужно знать только эти восемь гласов. По моим подсчетам, самое малое, что нужно знать партесному певчему вместе с подобнами и произвольными распевами - 28 (!!!) самостоятельных распевов! Я к этому отношусь, как к "бременам неудобоносимым". Может, поэтому и недостаточно у нас певчих по храмам?
|