Некоторые особенности клиросного послушания
- иеромонах Арсений (Железнов)
18.02.2009 13:45
А причем тут Ваше муз. образование, дорогой брат Тимофей? Послушайте, что говорит о церковном пении Святитель Игнатий (Брянчанинов): "Весьма справедливо святые отцы называют наши духовные ощущения «радосто-печалием»: это чувства вполне выражается знаменным напевом... От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от пристального зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства – очевиден, но он исчезает пред духовным достоинствам. Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни, услыша знаменный напев, тотчас находит в нём гармонию со своим душевным состоянием. Этой гармонии он уже не находит в нынешнем пении Православной Церкви.
Придворное пение... ныне взошедшее во всеобщее употребление в православных церквах, необыкновенно холодно, безжизненно, какое-то легкомысленное, срочное! Сочинения новейших композиторов выражают настроение из духа, настроение западное, земное, душевное, страстное или холодное, чуждое ощущения духовного... Знаменный напев должен оставаться неприкосновенным: неудачное переложение его знатоками музыки доказало эту истину. От всякого переложения характер его должен исказиться. Старинную икону не должно покрывать новыми красками, оставляя не прикосновенным её рисунок: это было бы искажением её. Никакой благоразумный человек, знающий отлично иностранные языки, не решится на перевод с них математической книги, не зная математики. Отчего же не придерживаться того же благоразумия относительно церковного пения тем знатокам музыки, которые чужды благодатного духа церковного, даруемого Богом за глубоко благочестивую жизнь. Таково суждение не какого-либо частного человека, таково суждение Православной Церкви. Святой Дух возвестил, что песнь Господня не может быть воспета «на земли чуждей» (Пс. 136, 4). Неспособен к этой песни не только сын мира, но и тот глубоко благочестивый христианин, который не освободил ещё от ига страстей своего сердца, сердце которого ещё не свободно, ещё не принадлежит ему, как порабощенное грехом. Неспособен ещё к тому тот, кто на поприще христианского подвижничества, весь день сетуя ходит, то есть находится ещё в постоянном созерцании греха своего и в плаче о нем, во внутренней клети которого ещё не раздался глас радования, раздающийся в духовных селениях праведников. Кто ж способен воспеть песнь Господню? В чьей душе она может родиться в утешение и наслаждение всей Православной Церкви?"
Относительно церковного пения высказывания Святых Отцов, таких как: Свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст, папа Григорий Двоеслов, преп. Иоанн Дамаскин, Свтт. Кирилл и Климент Александрийские и многих других могут наполнить целую книгу. Впрочем, все-же процитирую еще: «Дух, соединяя голоса каждого в отдельности, из всех устрояет одну мелодию» - это высказывание Святителя Иоанна Златуста.
Современный церковный партес (я не имею ввиду композиторские произведения), - как ни прискорбно, - явление униатское, ибо пришел к нам, как мода, из южной Руси. В греко-католических же приходах он был введен, как альтернатива органу, - орган ставить нельзя? - значит надо переложить органную музыку на голоса.
Известно, что по благословению Святейшего Синода сборники одноголосного знаменного пения (Ирмологий, Обиход, Октоих, Праздники, Триоди Постная и Цветная) начали печататься с 1772 года и неоднократно затем переиздавались вплоть до 1917 года. Указом Святейшего Синода от 23 ноября 1772 года всем церковнослужителям предписывалось обучаться нотному церковному пению (а значит и петь)именно по этим книгам. Почему мы 240 лет не оказываем послушания собственному священноначалию - не понятно. С уважением.
|