Патриарх Кирилл: привыкаем, но не ко всему

  • Вера.     18.02.2009 00:44

    "Что бы сказал на это проф. Осипов?"

    http://old.foma.ru/index.php?issue=1§ion=88&article=1204

    16.09.05 // Русский час с "Фомой"

    Студент: Ну, а если действительно не чувствуешь себя больным? Если простые вещи – еда, секс, - вам, православным, доставляют какой-то дискомфорт, у вас там куча сомнений или грехов возникает по этому поводу, то для нормальных людей это простые вещи. Я не понимаю, почему мне надо убиваться, рвать волосы на голове: «Ой, какой ужасный грех! Ой, мне надо лечиться!» Может, с людьми, не так глубоко верующими, по-другому надо разговаривать? Может, не надо им постоянно говорить: «Вы больны! А если не будете лечиться, знаете, что вам будет?» Может, другой подход нужен к этим людям?

    А. Осипов: Я вполне согласен, что к каждому человеку нужно относиться с учетом его психологии, образовательного уровня, интеллекта, условий его жизни. Вы одни и те же вещи одним образом скажете ребенку, другим – подростку, третьим – взрослому. Необразованному человеку вы скажете так, образованному – иначе. То, что вы говорите, это вполне естественно: нужно обращаться к каждому человеку с учетом его менталитета. Надо и следующее сказать: действительно, у многих складывается впечатление, что христианство - это религия, требующая от человека только слез, коленопреклонения, молитв, ограничений (не есть, не пить и т.д.)… Но так может думать только тот, кто не читал Нового Завета.

    С чего начал Христос свою проповедь? Со свадьбы в Кане Галилейской, куда Его пригласили. Как должен был поступить Он, аскет? Он должен был бы сказать слово – и вино бы превратилось в воду. Все пьют – и вдруг: «Ах! Вода!» «Вот вам – не упивайтесь вином!» А что Он сделал? Видимо, жених был очень бедный, у него не хватило для гостей вина. Представляете, как это было бы нехорошо? И Христос превращает воду в вино, причем делает это, когда гости уже выпили, кажется, вина. Более того, - это уже я думаю, - не сидел же Он в углу и не смотрел, как «эти греховодники» поют брачные песни и танцуют! Я уверен, что нет, уверен, что Он тоже пел.

    Христианство ничего не отвергает, никаких естественных радостей человека. Оно говорит о другом: не переходи границу! Женись - но не развратничай. Ешь - но не объедайся. Пей - но не превращайся в скотину, и т.д. Оно показывает такой прекрасный идеал: будь человеком! И показывает нормы этой человечности, вот в чем дело-то.

    А познание себя – это естественно. Я хочу для себя этой нормы человечности - и вдруг вижу, насколько я ей не соответствую. Так надо же честно на это посмотреть: я не такой, каким бы я хотел быть. Как поступить? Трудись – без труда не вынешь рыбки из пруда. Трудись, кайся! Христианство предлагает спасительные средства, проверенные двухтысячелетним опытом. Это же не просто некое философское умозрение: что, мол, дает исповедь, а что Причастие... Колоссальнейший опыт говорит о том, как церковные Таинства помогают человеку. Не спасают, а помогают. Вот, перед тобой открывается путь излечения!

    И беда, когда человек хромой и кривой, а мнит себя неизвестно кем…

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика