Несколько штрихов к портрету церковного декадента
- Мария Сеньчукова
16.02.2009 23:26
Святитель Филарет исходил из духовного состояния современного ему общества. Заметьте, он оговаривает идеал: "Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству". Далее уже - то, что допускается по грехам, к чему Церкви приходится увещевать: "четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год".
Примерно то же самое говорится в Синтагме (гл.25): "Весьма обременительно и насильственно принуждать всех каждый день причащаться, в противном же случае - отлучать; ибо как можно вращающемуся в среде и оскверняющемуся мирскими вещами навсегда иметь душу чистою к принятию духовного мира? Ибо довольно, если кто, презрев и отложив все прочее и задавшись одной сей целью, другому же никакому злейшему пожеланию не поработившись, может потом, с Божиею помощью, удостоиться этого, но я думаю, что у древних верных не меньшим предметом заботы было и жить право, как и право веровать; потому-то многое из провозглашенного тогда канонами представляется иначе, чем теперь, ибо нерадение и неправильность жизни так нас настроили, что даже и не верится, достигал ли кто из верных такой высоты добродетели".
Именно нерадение и неправильность жизни привели к такому чудовищному извращению.
Обратите внимание, и прп. Серафим Саровский поучал дивеевских сестер причащаться во все посты, Двунадесятые и Великие праздники. Т.е. в любом случае чаще, чем раз в месяц.
|