Несколько штрихов к портрету церковного декадента
- фундаменталист из Москвы
16.02.2009 21:07
Консерватизм хранит христианскую свободу. Уважаемая собеседница "Ученица"! Благодарю за поддержку моей позиции. Вот Вы говорите, что зло нельзя называть добром... Его еще надо уметь разглядеть. В этом вся трудность. Оно сегодня виртуозно мимикрирует. Безблагодатное слово мимикрирует под благодатное. Мы слышим проповедь: все вроде правильно, понятно, все на месте и логично, и связь с жизненными обстоятельствами есть… А душа не откликается – все слова летят мимо и улетают далече. Слово не трогает, не сеется, - в нем соли нет. И вот для тех, кто соли этой не ищет, - оно прекрасно, доступно, понятно. С такого человека и этого довольно. «Мне понравилось», - делится своими впечатлениями от проповеди одна дама с другой, выходя из храма, как из концерта в Филармонии. Такое слово, неспособное принести пользы (кризис - катарсис), незаметно разрушает сознание верующих, ослабляет его, разбавляет все духовное простой водой, превращая великую стройность науки из наук смешением всего в некое популярное пойло. Это мы уже сегодня видим и слышим. А многим ничего – нравится. Вот рядом с Вашими заметками идет длинная и непрерывная дискуссия о частоте причащения. Спорят о терминах неустанно. А ведь эта дискуссия о причащении и сам характер ее указует на то, что мы сами того не замечая, завязли в сфере законничества, буквы. А наш воздух жизненный должен быть - "благодать" (вспомнить бы слово митр. Илариона "О законе и благодати"). Споры же и препинания идут в сфере ветхозаветного законничества. А ведь как все ясно: благословение духовников, меняющиеся обстоятельства жизни и состояния человека, совестливо-благоговейное отношение к таинству и страх Божий, - вот и все. Нет, ищут законную меру, чтобы голова не болела. И во всем так. А как учили отцы, когда их спрашивали - говорить или не говорить кому-то что-то, обличать - не обличать, а они отвечали: по любви, если надо, говори, и по любви, если надо, молчи. А как узнать, когда что?! Самый страшный для законнического рассудка вопрос. Говорят: быть мудрыми. А как мудрость-то стяжать? Старый путь: учиться на ошибках, каяться в них… Смиряться, познавая испорченность своего естества и собственной природы. Еще говорили: не бойтесь жить (если есть все-таки любовь к Богу и ревность по Богу). Потому что и ошибки, и падения - все идет на пользу, если есть эта любовь. Все это написано и десятки раз переписано во многих книгах. Но человек (испорченный грехопадением) все ищет легких путей: идти вслед за толпой, кричать "бхай! бхай!" вслед за всеми, боится остаться в одиночестве, да еще, не дай Бог! - чтоб еще и погнали, приклеив кличку помешанного. "Не дай мне Бог сойти с ума...". Все это может стать для кого-то вполне реальным не сегодня-завтра. Те, которые хотят жить и действовать полегче, попроще, (а проще с законом), безревностно, они никогда не потерпят этой свободной христианской антиномичности жизни и поведения. Вот и весь спор о консерватизме. Консерватизм в православии – это стремление сохранить высокие идеалы подвижнической жизни: вот этой самой внутренней христианской свободы, действующей любовью, предельной глубинны и напряженности подвига, как неотъемлемого свойства бытия для, тех, кто не просто носит на себе Крест. Сохранить узкий путь вслед за Христом. А потому - все идет у нас нормально. Все идет по Богу. Церковь цветет не тогда, когда ей создают все комфортные для этого условия, а тогда, когда она гонима. Как и люди. Не благодаря, а вопреки. Так что нам с Вами не унывать надо, а радоваться, пребывая «между страхом и надеждой», как учил прп. Амвросий Оптинский.
|