Несколько штрихов к портрету церковного декадента
- Дмитрий Игнатов
15.02.2009 00:59
Забавно, что Андрей Брониславович, пропустил в разбираемой им статье один немаловажный фрагмент: "Автор этих строк далек от того, чтобы считать всех "борцов" психически больными или неполноценными. Поразительно как раз то, что в подавляющем большинстве это пока – здоровые и искренние люди, лишь зараженные в разной степени флюидами различных духовных патологий, сложившихся в результате занятия идеями места объекта верований. Тем больше их жаль, и тем больше требуется мудрый пастырский подход для их врачевания." И многие, как видно, приняли статью о. Александра на свой счет. Уже и про эвтаназию здесь заговорили зачем-то... А надо ли? Статья-то написана всего-навсего о "ревнителях" не по разуму, а разве таковых нет? Никто не замахивается на тех людей, которые по словам Андрея являют "примеры искренней жизни по вере, труда, подвига, молитвы, самоотречения". Такие люди, действительно, и в самом деле - слава Богу! - есть, но вот только они не обязательно консерваторы и традиционалисты, - таковые тоже придерживаются разных мнений, что не мешает им быть добрыми благочестивыми христанами, от общения с которыми становится светло. К слову, если видишь человека, которого так и хочется назвать человеком Божиим, то не так уж и важно, чьи книжки он читал - митр. Иоанна (Снычева) или прот. Александра Шмемана. От людей, угодных Богу, одинаковым образом исходит мир, духовная радость, и "тысячи вокруг них спасутся". И собственно, почему считается, что каждый православный должен всенепременно быть консерватором? Приведу здесь и я автоцитату из написанного мною ранее: "Нездоровый консерватизм – это когда кто-то с пеной у рта отстаивает нечто уже почти отжившее. Такой консерватор борется-борется, но, в конце концов, всё-таки проигрывает и признаёт свое поражение, ибо прогресс на месте не стоит. А потом с тем же остервенением начинает отстаивать то, против чего только что боролся." А если человек по своему душевному складу не может быть консерватором? Ведь не может же холерик быть флегматиком, и наоборот, - как он ни старайся, а себя не обманешь!.. Тема поднятая о. Александром, скорее, касается крайних форм ревнительства, ибо ревнителем веры - в пределах здравого смысла - является каждый воцерковленный человек. А уж если человек в своей жизни, в своих высказывания, в своей манере вести диалог выходит за рамки здравого смысла, становится истеричным, склонным к штампам, болезненно подозрительным, то ему и впрямь нужно к доктору. Для его же собственного блага... Как всем известно, "очень трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет". И эвтаназия здесь не при чем (не к ночи будет помянута...
С уважением ко всем участникам обсуждения. Дмитрий.
С праздником Сретения Господня!
|