Теоретический базис персонализма Н.О.Лосского

  • Артур     06.02.2009 15:24

    Вы не учитываете, что речь идет об антропологии, как таковой. Образ Божий в человеке и потенциальное богоподобие реализованы в этом самом «Я». Богоподобие выражается, в том числе, и в совершенном знании, а образ Божий (в контексте предмета обсуждения) – в том, что знание это потенциально доступно конкретной свободной человеческой личности (через СД), этим знанием никак в его поведении не связанной. Именно потому, что богоподобие сочетается с образом в этом самом «Я», это «Я» и не исчерпывается человеческой личностью, ибо такое сочетание сверхлично по отношению к человеку.

    Первородный грех, приведший к повреждению человеческой природы, затемнил это самое сверхличное «Я», и доступ к нему, а значит, и к совершенному знанию, стал неимоверно затруднен. Но в плане антропологии ничего принципиально не поменялось.

    Вопрос только в том, что святые, оставаясь в рамках поврежденной человеческой природы, личным духовным подвигом смогли «расчистить себе дорогу» к своему «Я», стяжав Духа и прояснив в себе, насколько это возможно, образ Божий.

    Интуиция не антитеза Откровению. Откровение предполагает направление действия от Бога к человеку по особым случаям. Но это не значит, что Адам в Раю, постигавший суть тварных вещей, постоянно пребывал в состоянии Откровения. Он и сам познавал мир, черпая свое понимание сути вещей в самостоятельном обращении к своему «Я», которое оставалось незамутненным в силу неразрывности Богообщения.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика