Патриарх Кирилл: привыкаем, но не ко всему
- Автор публикации
05.02.2009 23:02
Полагаю, все высказались, вопросов нет и никто не расстроится, если обсуждение в ветке постепенно затихнет. Спасибо участникам, отдельное спасибо протоиерею Димитрию, Евгению за братское увещание. Никуда высокая цель в результате скандалов и нечистоплотности не исчезла. Примеры подвижников и слова Христа: "… и остальное приложится вам", - все сохраняется и сохраняется как главное. Просто имеет место открытость влияниям, мы сами не замечаем, как начинаем менять свои интересы. Например, отделилось государство, и вот уж споры об автокефалии становятся в центр. Шага не ступить, никаких других христианских задач уже нет, а только вопрос "за" и "против" отдельной своей юрисдикции. хотя надо бы заниматься не этим, а мы топчемся на одном месте. То же и тут. Должна ли Церковь оказать уважение и послушание? Да, конечно, уважение к сану и послушание – ее традиционная позиция. Иначе просто нельзя. Может ли Церковь в результате уважения и послушания пойти в поводу, привыкнуть к иному как к само собой разумеющемуся? Нет, разумеется, не должна и не может. Ничто подобным уважением и послушанием не оправдывается. Необходима более глубоко и не односложно, не упрощенно представленная позиция. Послушание-в-исповедании. Послушание неконформной природы. Иммунитет. Взгляд без сю-сю. Способность Ваньки-встаньки возвращаться в вертикальное положение. Умение оставаться самим собой, привыкать, но не ко всему.
На самом деле, мы хорошо знакомы с подобного рода диалектикой, которая совмещает большую цель с потребностью дня. До сих пор она, тем не менее, не касалась церковной власти, отношение к которой, по кр. мере, ко власти Патриарха, было открытым и просто, без противоречий устроенным. А в остальном мы все хорошо понимали, что слова "кто не оставит жену и детей…" – это не призыв все сейчас же бросить, а "блаженны плачущие" – не указание сесть и посыпать голову пеплом. Магазин православной литературы не может работать себе в убыток, по принципу "блаженнее отдавать, нежели принимать", семейное воспитание будет странно смотреться, если прямо следовать заповеди "враги человеку домашние его" или "и отцом себе не называйте никого на земле". Хотя и книготорговля, и отношения родителей и детей несомненно имеют ввиду высокую цель, по кр. мере, должны таковую иметь. НО не слишком буквально и преждевременно принятую. Теперь наступает тот же самый момент и для более взвешенного, диалектичного отношения христианина к церковной власти. Понятно, что оно уже не будет и не может быть таким же простым, каким было ранее. Так и не станем выбирать себе упрощенных путей, прятаться за то, что не мирянское это дело самим разбирать, отделять зерна от плевел в том, что приходит к нам "сверху". вот все, что я хотел сказать
|