Духовная жизнь и папская ересь
- В.Семенко
05.02.2009 19:24
Ну, думаю, труды святителя Игнатия Вам все же известны. А также Лосева, который базируется на нем и на постановлениях Вселенских соборов. Но раз уж Вы задались целью быть формалистом...
Великий Константинопольский собор 1351 года, как известно, анафематствовал варлаамитство - последнюю великую ересь в истории Церкви и прославил святителя Григория Паламу, увенчавшего святоотеческое учение об обожении. Варлаам же бежал в Италию, где был принят с почетом и даже возвысился - стал епископом. Там он и написал свою апологию латинства, став одним из первых реальных идеологов экуменизма (не как "диалога", а как соединения восточного и западного христианства). Ладно, тогда они "не поняли", "не разобрались". Но у них после этого 650 лет было, чтобы разобраться! И что же? А - ничего! Так вот: существует по крайней мере одна соборно осужденная Православной Церковью ересь (и это признано было всеми Поместными православными Церквами), которая не признается таковой на Западе! Это ересь варлаамитов. (Это в дополнение к теме статьи). А почему так? Да потому что логика Варлаама объективно, по факту совпадает с логикой схоластов. (Я не говорю о влияниях, это вопрос темный). Это, если сказать по простому - богословский рационализм. А ведь варлаамиты оказали очень существенное влияние на итальянский Ренессанс, на всю западную культуру! Так что упорство латинян в этом вопросе отнюдь не случайно!
Что же касается Российской империи, то это просто смешно. В империи терпимость была вообще очень высокой. Там и синагоги были, и мечети, и буддийские "храмы". Это же не значит, что, к примеру, иудаизм признавался истинной религией! Ну ладно, иудеи - отдельный вопрос. Но вот, например, ислам. Были даже мусульманские полки в русской армии. И что? Государственная терпимость и признание в вероисповедании религиозной истины - совершенно разные вещи!
|