Теоретический базис персонализма Н.О.Лосского
- Артур
05.02.2009 14:56
Спасибо за ответ, отец Вячеслав, и за доброе слово! :-)
Если Вы позволите, все-таки еще пара соображений.
Во-первых, хотя Я – это сверхвременное существо, но познание эмпирическое имеет место все-таки в потоке времени. Таким образом, между восприятием объекта (пусть, чувственным) и его дешифровкой в Я, имеется некоторый временной промежуток.
Итак, на объект познания некоторое воздействие может оказываться, а может и нет. Если нет, то теория работает. Если да, то нужно тут что-то «додумать», как это ни самонадеянно прозвучит, за Лосского. :-)
Допустим, акт эмпирического познавания не оказывает воздействия на объект. Но такое воздействие может оказать какой-то иной фактор. Причем воздействие это произойдет таким образом, что изменения в нем возымеют действие за тот промежуток времени, в течение которого чувственно воспринятая информация об объекте транслируется в "Я" и дешифруется. В конце концов, объект может измениться и самостоятельно - скажем, в силу активности собственного внутреннего СД.
Я понимаю, что это выглядит как пустые придирки и ловля блох, но все же – в такой ситуации теория Н.О.Лосского работает только для частного случая – абсолютного отсутствия изменения объекта. Как только мы ввели последовательность стадий – «эмпирика-трансляция-дешифровка-полное знание» – мы тем самым создали процесс, имеющий некоторую продолжительность. И, следовательно, никакого «непосредственного» познания мы не получаем. Мы получаем полноту знания, но только о предмете в его конкретном СОСТОЯНИИ. Таким образом, получается, что даже интуитивное знание дискретно. А значит неполно, а значит это противоречит исходному тезису. Кстати, вполне возможно, что как раз промежутки и забиваются неким «гносеологическим» шумом…
Какое тут может быть решение? Мне представляется, что единственным выходом может быть непосредственное участие Я в познании даже на стадии эмпирии. Или же – вообще минуя эту стадию. Освобождение от чувственной эмпирии (или замена ее на Я) выводит нас к вариациям на тему экстатизма. Не с этим ли явлением мы имеем дело в приведенном Вами примере с христианскими отшельниками?
С уважением,
|