Трезвение по программе "12 шагов": возможно ли это?
- СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО
05.02.2009 09:29
Интервью Святейшего Патриарха Алексия II по вопросам алкоголизма, наркомании и сотрудничества с сообществом Анонимных Алкоголиков
1. Вопрос: Ваше Святейшество! Возможно ли, по вашему мнению, противостояние общественных сил порокам алкоголизма и наркомании? Как вы считаете, наркомания и алкоголизм – это грех или болезнь? Является алкогольная и наркотическая зависимость лишь психосоматическим явлением или это более сложная проблема личности? И самое главное – как может Церковь противостоять этой беде? Ответ: Проблему наркомании и алкоголизма нельзя рассматривать без учета духовной обстановки в России. С одной стороны, мы являемся свидетелями всестороннего развития церковной жизни: восстанавливаются ранее поруганные и разрушенные храмы и монастыри, открываются духовные школы, издается православная литература. Однако духовно-нравственное состояние общества по-прежнему доставляет много поводов для беспокойства. Десятилетия гонений, которым подвергалась Церковь, экономические и социальные потрясения, проповедь “легкой и красивой” жизни, поток псевдокультуры, обрушившийся на нашу страну, - все это приносит весьма печальные плоды. К пьянству, терзающему наш народ уже не одно столетие, прибавилась новая беда – наркотики, причем это зло в основном распространяется среди молодого поколения. Статистически данные свидетельствуют, что каждый третий студент и старший школьник уже знаком с наркотиками на собственном опыте. Заставляют содрогаться и цифры, свидетельствующие о детской преступности, теснейшим образом связанной с наркоманией и наркобизнесом. В последнее десятилетие значительно возросла алкоголизация России. По разным данным, до 20 процентов населения подвержены алкоголизму. Из них лишь незначительная часть пытается как-то бороться с пороком. В состоянии алкогольного опьянения совершается огромное количество преступлений. В немалой степени это обусловлено тяжелым наследием государственного атеизма, исторгавшего их человеческих сердец имя Божие и непреходящие евангельские ценности. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня мы считаем не только воссоздание поруганных святынь, но и возрождение человеческих душ. По глубокому убеждению Церкви, пьянство и наркомания – это грех, ставший болезнью. Мы знаем, как подчас трудно человеку, поработившему себя алкоголю или наркотикам, освободиться от пут страсти, разрушающей душу и тело. В такой ситуации работа врачей и психологов незаменима. Однако помощь будет эффективной лишь в том случае, если не будет ограничиваться мерами медицинского характера. Зависимость от рюмки и наркотика – прежде всего серьезный духовный недуг, ложная попытка заполнить внутреннюю пустоту, заглушить боль, уйти в иллюзорный мир. Поэтому Церковь требует от своих служителей и чад активности, обращаясь к каждому из них словами апостола Павла: “Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием” (2 Тим. 4.2). Пастырские беседы, исповедь, причащение Святых Тайн Христовых, приводят алкоголика или наркомана к здоровой, активной жизни, возвращают его семье и обществу. Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских. Уже сейчас некоторые священники активно занимаются помощью наркоманам и алкоголикам. Создаются церковные реабилитационные центры, братства и сестричества. Убежден, что эта деятельность будет расширяться и приносить благие плоды.
2. Вопрос: Помимо медикаментозных методик лечения от наркомании и пьянства существуют так называемые духовно ориентированные программы. Одна из самых известных – программы 12 шагов, используемая всемирно известным сообществом “Анонимные Алкоголики” (АА) или “Анонимные Наркоманы” (НА). Практически во всех странах мира существуют группы самопомощи АА и НА. Насколько применимо подобное начинание в России? Ответ: Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, которые служат благу людей, даже если они (идеи) рождены вне Православия. Опыт, накопленный в обществах “Анонимных Алкоголиков” и “Анонимных Наркоманов”, не должен быть проигнорирован в России, - напротив, он должен стать предметом пристального изучения. Однако следует помнить, что методики, эффективно работающие за рубежом, иногда могу быть неприменимы у нас. Полагаю, что в условиях России и других православных стран, где десятки миллионов людей связывают духовное здравие с отеческой верой, нужно попытаться наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием, сочетать их медицинские и психологически достижения с православной духовной основой. 3. Вопрос: Взгляды священников в Русской Православной Церкви на проблему алкоголизма и наркомании зачастую различаются. Некоторые считают, что нужно использовать чисто духовный метод борьбы: молебны, акафисты, проживание в монастырях, посты, зароки воздержания, паломнические поездки и т. д. В то же время другие священники приветствуют и поддерживают практику АА и АН. Как Вы думаете, почему мнения священников разделились? Ответ: Причиной подобного разномыслия является сложность проблемы алкоголизма и наркомании. Как уже много раз было отмечено, именно совместные усилия медиков, психологов и священников наилучшим образом способствуют преодолению алкогольной и наркотической зависимости. Следует помнить, что выздоравливающий человек остро нуждается в заполнении своей душевно-духовной сферы, ранее заполненной наркотиками и алкоголем. И если Церковь не будет сотрудничать с обществами “Анонимных алкоголиков” и “Анонимных наркоманов”, как, впрочем, и с многими другими подобными организациями, успешно работающими во всем мире, то ими займутся секты.
4. Вопрос: Некоторых священников смущает то, что на собраниях АА участники во время заключительной молитвы держат друг друга за руки. Но самым главным камнем преткновения является выражение: “Высшая сила – Бог, как каждый Его понимает”. Хотя в программе говорится о Господе, о Боге, Который есть любовь. Но понятие “Высшая сила” предлагается для неверующих алкоголиков и наркоманов, а таких в России очень много. Каково Ваше мнение по этому поводу? Ответ: Для неверующих это, может быть, и приемлемо, но если собираются православные люди, особенно совершающие церковное покаяние, то спорная формулировка – “Высшая Сила, как каждый ее понимает”, - должна быть скорректирована, ибо Церковь не приемлет подобного догматического безразличия. В то же время традиции внешнего порядка, сформировавшиеся в подобных обществах, не имеют принципиального значения. Если люди, нуждающиеся в исцелении от страшной язвы, обращаются с душой к Богу, то неумно закрывать перед ними двери Церкви только потому, что они держатся за руки, стоя на молитве. Несомненно, высоты богословия могут быть поначалу недоступны им. Однако это не означает, что в практической деятельности по реабилитации алкоголиков и наркозависимых следует упрощать те или иные положения христианской веры. Такая деятельность должна быть неразрывно связана с катехизаторскими мероприятиями, с вовлечением страждущих избавления от алкоголя и наркотиков в полноценную церковную жизнь. [b/]
|