Тьмы низких истин нам дороже...
- Цитата еще
20.03.2007 22:49
Почему же этот фильм нравится многим духовно чутким людям, которые вполне в силах ощутить подмену? Многое, вероятно, зависит от того, на чем акцентируется тот или иной зритель. Для современного человека мелодраматический сюжет – столь обыденное явление массовой культуры, что он привык отметать его, практически не замечая. Это сформировавшийся защитный барьер позволяет православному зрителю заострять свое внимание на положительном и удачном. Такой несомненной удачей, например, является операторская работа. Благодаря ей создателям фильма порой удается вырываться из иллюзорного лубочного мира сюжета фильма в реальный мир, скорбный, прекрасный и торжественный. Природа в фильме, кажется, успешно заменяет Бога.
Однако невнимание к мелодраме может очень дорого стоить. Мелодрама опасна именно тем, что наиболее незаметно из всех «формульных жанров» переставляет акценты в зрительской картине мира. Так происходит и в фильме «Остров». Вначале только оттеняя житийное повествование, она постепенно отвоевывает все духовное пространство фильма. В результате, фильм получается религиозным, но не церковным. При общем (я бы сказала традиционном) недоверчивом отношении народа к РПЦ и его не менее традиционном поиске «альтернативных путей к Богу» этот фильм может стать соблазном для многих. Ведь отец Анатолий не в храме молиться предпочитает, а на вольной волюшке, иерархию церковную не чтит, а дары получает великие. Поэтому так симпатичен он оказался нашему кино- и телевизионному зрителю, называющему себя православным при ответе на вопрос социологов, но церковной жизнью не живущему. Зрителю, который ищет не Христа, а чуда. Фильм «Остров» возвращает нас к традиционной для русского народа «размытой религиозности», восходящей к языческим корням. Симптоматично, что основную массу зрителей, в том числе и людей церковных, это вовсе не пугает. Казалось бы, весь ХХ век был очередным доказательством того, как опасна такая бесформенность. Но и история ХХ века, кажется, нас опять ничему не научила…
Анна Новикова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания
|