О нашем неведении
- Рогозянский
18.03.2007 20:07
Присоединяюсь к люсенькиному резюме. Еще по первому разу было непонятно, почему мировоззрение русского православного патриота должно начинаться с того, что какой-нибудь известный деятель или писатель - нехороший человек? Представьте, №1 "Русского общенационального журнала" выходит со статьей о нехорошем Солженицыне. Спрашивается: у нас что, в настоящий момент какие-то большие проблемы с Солженицыным? Александр Исаевич собирает толпы фанатов, представляет центр западного лобби в РОссии? Нет, кажется, просто низенькое удовольствие такое получаем от развенчания авторитетов. Вот уже 20 перестроечных лет. Участники форума думают, что решают вопрос о Солженицыне, тогда как решают вопрос о себе. Сохранить уважение к чужому труду, таланту, поиску, нравственной позиции или же с легкостью согласиться на то, что другой, дескать, понимал и делал все сплошь не так. Если не хуже того, руководствовался низменными побуждениями. Каков же итог? При обсуждении предыдущей статьи выяснилось, что средний читатель-критик и впредь готов разбирать отечественную культурную традицию по винтикам, на предмет "где что не так". "Неаппетитными" были признаны, в частности, подробности биографии Достоевского, от чего у некоторых сразу же пропал интерес к его книгам. За этим, можно не сомневаться, последуют и другие, не менее вдохновляющие открытия. Придется снова сказать, что к почитателям творчества А.И.С. лично я себя не отношу. Не хочется просто срываться с тормозов, рассуждать в примитивной стилистике "мальчишей-кибальчишей" и "мальчишей-плохишей". Солженицын, дескать, сколько ни страдал и ни боролся, все равно не годится в подметки нам, обучившимся рассуждать правильно. Я с удовольствием почитал бы что-нибудь об А.И.С., о том времени, об обстановке внутри круга патриотически ориентированных инакомыслящих, даже критическое - о причинах, которые повлекли за собой ошибки. Хорошие примеры полемики, не унижающей человеческое достоинство, дают (или давали, в прошедшем времени) сборники серия "Pro et contra". По ним отчетливо видишь, какая пропасть отделяет нас от старой России и что является нашей главной бедой сегодня: необременность культурой и тактом.
|