Полемика вокруг обращения еп. Диомида и принцип соборности
- Автор публикации
17.03.2007 12:07
Спасибо, о. Сергий. Считаю полезным не только содержание Вами написанного, но и сам переход к разговору с менее конфронтационным оттенком. Если мы с Божией помощью увидим разумный путь действий, дающий возможность выносить на обсуждение острые темы, этого самого по себе будет достаточно. Сложность теперь - это наличие двух, а скорее даже не двух, а большего числа позиций внутри Церкви, которые стали уже как бы самодостаточными и не слышат друг друга. В отношении т. н. "умеренной" части действуют одни штампы: "безразличие", "соглашательство", "безгласность", "терпилы". В отношении противников ИНН и экуменизма свои: "зашоренные", "смутьяны", "темные", "зацикленные на кодах" и пр. Обе же точки зрения - это, строго сказать, уже помрачение и потеря нормального церковного чувства. Не говоря уже про то, что штампы очень приблизительно отвечают действительности. С кого-то эти образы, разумеется, списаны. Не без проблем и там, и тут. Но наверняка Вы, как и я, ощущаете зерно внутри каждой позиции: то, что в каком-то своем отношении другая сторона права. И критика ее не беспочвенна. В статье я как раз хотел показать, что многие пожалуй признают существование проблем с каноническим строем, с нечеткой позицией иерархии по отношению к другим конфессиям, с какими-то попытками сыграть на политической конъюнктуре. Хотя они и не формулируют это для себя так резко и, по крайней мере, на нынешнем этапе считают нецелесообразным заострять, чтобы не навредить в большем. Такая точка зрения тоже имеет под собой основания, согласитесь. Наломать дров можно очень просто и быстро, особенно при том, сколько внешних сил моментально подключатся и будут работать на разрушение. Управление во многом худое, но ведь знаете, до каких крайностей сегодня доходить может! Посмотрите, что происходит с той же РПЦЗ (В). Там не то, что канонические вопросы, а просто грызня и попытки с любой мало-мальски значительной административной должности на свой манер манипулировать. В этом плане, конечно, наивно переустройство через требования, манифесты, а еще хуже - через упор на неповиновение и возбуждение протестов. Многие безусловно активные и достойные, имеющие определенный авторитет пастыри, владыки, церковные деятели сочтут для себя невозможным присоединиться к Обращению в таком его виде. Это не мое частное мнение, это объективно может произойти и происходит. Не у всех такая широта, как у Леонида Болотина. Нужно работать над формой, искать способы, чтобы слово дошло до многих. Так или нет? Это должно было стать заботой самого чукотского владыки, и если уж выступление готовилось, то нужно было не предварительно работать над тем, чтобы отражать более широкие мнения, не восстанавливать против себя. Но если уж этого не было сделано, включайтесь и помогайте вы, те, кто считает чукотский прецедент "драгоценным" для себя и для Церкви. Что толку воевать, например, с оо. Асмусом и Свешниковым? Это же люди, которые могут на эту же тему очень много что подсказать дельного и которые сами много беспокоятся по поводу церковного неустройства. Я также более, чем уверен, что скажут многие известные духовники, когда к ним придут чада и спросят об Обращении. "Не ввязывайтесь", - скажут. А чем это обернется в итоге для Церкви? Та небольшая часть священства и верующих, к которой чукотское послание стилистически обращено, которую оно руководствует, окажется отделена, замкнута и будет собирать пар под крышкой. Конечно, можно понять, когда тебя в очередной раз не услышали! Будут расти обиды, эмоции, кто-то сорвется, начнет опять обращаться к священноначалию в еще более враждебном тоне. Решаются ли таким образом вопросы в Церкви? Какой прок можно от этого ждать? В результате со стороны только посмотрят и скажут: "Так мы и знали, что с "этими" дела иметь нельзя". Замкнутый круг, никакой пользы. Только "Руси православной" и назаровскому сайту обильная пища. Там это нравится. Мужики строго решили на конфликтах специализироваться, тут Вы меня не переубедите. Уже по-другому себя не мыслят, пока живые жиды и экуменисты по белому свету ходят. А в остальном представляете, какая ерунда получается! Ведь мы же сегодня крайне, кровно заинтересованы в обсуждении проблем каноничности. Это понимают многие. Хорошо, на сегодняшний день нецелесообразно, практически бессмысленно, недальновидно и опасно ставить вопросы с процедурой избрания Патриарха в 1991 г., с отменой Устава, решений 2000 г. Но на будущее это может нас подвести и еще ох как подвести! Нужно заранее нарабатывать ту согласованную позицию, которая поможет избежать неприятностей, которая, случись что, не подставит нас под Павловского с Гельманом. И вот сегодня данные темы напрочь "убиты" для обсуждений из-за того, что, чуть коснись этого, горячие головы доведут до абсурда и будут с пеной у рта требовать невесть чего, "чистоты Православия" в их понимании. Или другое, на форуме здесь уже много об этом говорилось. Хорошо, признали мы проблему кодов, паспортов, идентификации существующей, важной. Я лично именно так к этому и отношусь. Но можно тем, кто говорит и пишет об ИНН, заметить наконец, что попутно из этого выходит? Можно учить и предупреждать так, чтобы люди не свихивались, не убегали в леса, секты и юрисдикции какие-то непонятные? Ведь пастырское, переживающее, любящее сердце не может не чувствовать, что по результатам такой проповеди человек входит в некое весьма проблематичное и неудобное с т. з. руководства состояние. Само по себе, вне связи со всем остальным, это должно наводить на размышления. Должен или нет по прошествию стольких лет появиться уже опыт, переработка результатов, исправление издержек? Ведь об ИНН и штрих-кодах, к сожалению, приходится слышать исключительно в том контексте, который чреват крайностями, в связке со всем тем набором, от которого, в самом деле, приходишь в полнейшее расстройство. Вы, о. Сергий болеете за дело, есть другие священники здесь, вполне рассудительно подходящие к делу. Ну почему не выработать тот необходимый минимум сведений, дидактики, которые покажут церковному большинству проблему ИНН с нужной стороны, дадут необходимую оценку перегибам, "Знамениям пререкаемым", не знаю еше чему, и покажут, как включить проблематику анти-ИНН в нормальную, духовно организованную жизнь рядового прихожанина. Это должна быть, прежде всего, ваша забота о том, чтоб навести у себя элементарный порядок и не подавать поводов к соблазну, - тех, кто занимается проблемами электронного концлагеря и сознает определенный кризис жанра, когда с одной стороны перед вами большинство, которое просто перестает вас слышать, с другой же подпирают сектантство и клиника. Садитесь с теми, кто расположен, кто видит необходимость в восстановлении взаимопонимания внутри церковного круга, и создавайте нормальный, доходчивый и убедительный образ того, о чем хотите сказать. Бейте по рукам тех, кто вас провоцирует и наталкивает на конфликт с большинством. Это хуже всего - при определенных условиях многие встанут и будут с вами. За прошедшее время уже определился десяток, дюжина имен священников, публицистов, издателей, постоянно занятых темой. Очно или заочно вы все знаете друг друга. Переживайте конструктивно, работайте для всей Церкви, не останавливайтесь в том, к чему привыкли, имейте ввиду разность образа жизни и восприятия. Мы с вами. За себя могу, по крайней мере, свидетельствовать.
|