Православная культура и "пятая колонна" в Церкви
- Непомнящих
17.03.2007 10:44
Апостол Павел: "когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные." (1 Кор.11. 18-19). Как мы знаем, прославленные отцы церкви сильно различались между собой, много из них даже высказывали положения, непринятые потом церковью. Но важно, чтобы различия отражали различия личного духовного опыта, различия личностей (которые неповторимы), а не различия в природе, индивидуальные различия, обусловленные, навязанные природными силами человека. Если же личность не подвержена своей природе, то последнее невозможно. Ведь именно “различение между личностями и природой воспроизводит в человеке строй Божественной жизни, выраженный троичным догматом. Это - основа всякой христианской антропологии…” (В. Лосский). Но именно это отличие личности от природы сейчас сплошь и рядом игнорируется. И на конференциях, и в жизни, поскольку личность у многих подчинена природе, духовное подчинено душевному, индивидуальные черты становятся самоценными. Индивид отстаивает себя в обособленности от другого. Неповторимая личность раскрывается наиболее полно в ее обожении, а через это и в любви к ближнему. Поэтому индивиды конкурируют друг с другом, а личности обогощаются друг другом. Поэтому дискуссии о духовной жизни не должны опускаться на душевный уровень. То есть никакая политическая терминология (левые - правые, западники - патриоты, либералы - консерваторы) здесь недопустимы в принципе. Конкретно же, кроме путаницы они ничего не привносят. По этой же причине обсуждения жизни церкви на конференциях, собираемых регулярно в Москве (иначе где же?! Ну, на худой конец, в Петербурге), дает резкий перевес "московскому менталитету". Вспомним, ведь обновленчество почти исключительно было столичной продукцией. Поэтому сам состав таких конференций искажает реальное положение, поскольку, всем известно, что Москва - это давно не Россия. То есть сначала немеренно обостряем проблему, а потом пытаемся ее сгладить. Ведь, бороться с западничеством гораздо проще на конференции, созванной, например, в Екатеринбурге. Еще лучше на Чукотке. В этом смысле православный Интернет гораздо лучше выражает соборность.
|