Православная культура и "пятая колонна" в Церкви
- Рогозянский
16.03.2007 18:45
Назвать это "пятой колонной" значит сбить себя с толку. Что дает эта "пятая колонна"? Образ сильный? Никто же всерьез не думает, что критикуемый о. Петр получает спецзадания из заграницы. Полемизировать на таком уровне - это заранее загонять ситуацию в тупик. Как здесь уже было показано, мышление т. н. "пятой колонны" во многом характерно для нас самих. Просто одни проявления западничества отмечаются, а другие - как будто так и надо. В предыдущих работах уважаемый автор пытался вывести некую "либеральную партию" внутри РПЦ, к которой относил г-д Можегова, Чапнина и Кураева. Ну, и куда это годится? Давайте своими руками приведем ситуацию к тому, что подвергаемые такой беспощадной обструкции лица, очень разные по своим взглядам и интересам, действительно, начнут сознавать некую свою общность ввиду "распоясавшихся ретроградов" и ответят своими манифестами.
Рассматривать нужно на то, почему человек занимает такую позицию, что его заставляет прибегать-доверять подобным вещам, и полемизировать адресно, предметно и лучше не на широкой аудитории, а на соответствующих профессиональных площадках. К сожалению, никто не берется за подобного рода работу. По большому счету, именно отсутствие организующей и модерирующей стороны внутри церковного сообщества рождает несогласованность и досадные стычки, которые мы уже наблюдали не раз. Например, в вопросе об ОПК, "православном роке", псевдонауке Московского или когда некий Вершилло от лица "Комитета за нравственное возрождение" пытается организовывать накат на "Русскую линию". Мы попускаем вещам развиваться, как придется, а в результате имеем все большее число проблем и противоречий. Мне уже приходилось выступать с предложением о том, чтобы известную конференцию "Единство Церкви" на базе Свято-Тихоновского института сделать постоянно действующей и работающей по секциям-направлениям. Уделять этому внимание необходимо немедленно! Думаю даже, многие бы включились в ее работу с интересом. Но не достает организующего и модерирующего участия. Нормальное обсуждение, которое обязательно должно быть в церковном кругу и существовало в 1990-е, по существу прекратилось. Увы. У нас на сегодняшний день нет вообще сколь бы то ни было цельного интеллектуального и идейного поля, расплываются ориентиры и авторитеты. Было бы любопытно узнать, сколько раз за последнее время собиралось хотя бы братство Всемилостивого Спаса и обсуждало какие-нибудь вопросы. Может, я не информирован, но кажется, что интерес к подобного рода собраниям совершенно потерян. Разве что радикальные политические группы собираются. Поэтому неча и не на кого пенять. Трения без подобной работы будут и впредь только усиливаться.
|