Полемика вокруг обращения еп. Диомида и принцип соборности

  • Протоиерей Сергий Введенский     14.03.2007 16:53

    ГЛАВНЫЙ АКТ СУИЦИДА

    ИЛИ ЗДРАВАЯ КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЯ В ЦЕРКВИ?

    Некоторыми своими размышлениями мне хотелось бы поделиться с читателями Русской линии. Они были вызваны размышлением над статьей Аркадия Малера «Чукотская энциклика». В этой статье мне понравился литературный стиль автора статьи, но совершенно не понравился ее дух, откровенно говоря, ядовито-насмешливый. В принципе, такой душек лишь выдает малоцерковность человека при обладании прекрасных интеллектуальных способностей. Кроме того, в порыве не только обличения непонравившейся ему Чукотской Энциклики, но и оголтелой защиты современной церковной политики РПЦ делаются весьма серьезные недочеты, просчеты и чрезмерное отбеливание тех грязных пятен, которые в действительности существуют. И не следовало бы Аркадию идеализировать, поскольку критика собратий епископов, попытка обратить внимание на то, что куда-то не туда зашли – это не раскол и не вражда и не ретроградство, а есть вполне нормальный способ врачевания недугов и болезней. Неужели близкий товарищ при виде другого, что тот может сорваться с обрыва будет лишь смиренно наблюдать за тем как это произойдет.

    Одной из серьезных ошибок нашего экклезиологического сознания является то, что мы постоянно пытаемся идеализировать наше Священноначалие, превратить его непогрешимого коллективного папу Московского, то же и в отношении Святейшего. История Церкви нам приводит достаточно много церковных смут и нестроений в которых часто были виновны не только пресвитеры (Арий), монахи (Пелагий, архим. Евтихий), но в большей мере Святители (Несторий Константинопольский, Евсевий Никомидиский, Диоскор Александрийский, Иоанн Антиохийский, Сергий и Пирр Константинопольские, Кир Александрийский). Но это вовсе не означает того, что надо потерять всякое уважение и страх Божий перед архиерейским служением и священноначалием. Наше время таково, что человеку бывает настолько трудно убежать от заблуждений и многочисленных соблазнов, сохранить верность и послушание Христу, что можно только посочувствовать и вместе слезно помолиться Богу. Зная это, те, кто могут чем помочь Церкви, должны это делать. «Каждый служи друг другу тем даром», который имеешь, - напоминает апостол Павел. Путь взаимных оскорблений и охаивания, наклеивания ярлыков – это не тот путь, которым нам заповедал идти Христос. Апостол Павел нам также напоминает: «А если между вами завить. Ревность, - то не плоские ли вы?». Путь следования за Христом заключается в сораспятии себя миру и его прелестям, его соблазнам. «А иже суть Христовы, распяша плоть со страстьми и похотьми».


    Иерархия и Истина

    У Блаженного Августина есть замечательное высказывание, которое отражает причину наших нестроений сегодня в Церкви: «Люди ненавидят истину, потому что любят то, что не есть истина». Согласно апостолу Павлу отвращение слуха от истины и обращение к басням, а также поиск учителей, которые чешели бы их слуху – это тоже все признаки человечества последних времен. Поэтому неудивительно и то, что многие, даже среди епископата пренебрегают голосом тех, кто достиг чистоты сердца и пришли в меру возраста Христова. Обратим наше внимание на Элладу, эту маленькую страну с населением Москвы, но фактически вся церковь вняла пророческим словам старца Паисия «О знамениях времен». О них, как времени реального появления антихристов начертания, говорили и многие наши старцы, говорил до посещения его Президентом и отец Иоанн (Крестьянкин). Отсутствие подлинного послушания истине – это характерная особенность нашей российской паствы. Легче всего сослаться на Священный Синод и Патриарха, но ведь и они люди, и они часто ошибаются. Проф. МГУ и МДА Лебедев и проф. В. Болотов в своих замечательных трудах по истории Церкви подчеркивали очень важный факт: не каждый собор, называвшийся вселенским был таковым. Только в том случае, если время показывало истинность его решений, если народ Божий принимал сердцем его постановления, то таковой в действительности считался Вселенским. На Вселенских соборах, собиравшиеся архипастыри и пастыри, иноки были, прежде всего, движимы чувством любви к истине и готовы были за нее претерпеть все. В наше время полного духовного расслабления и потакания миру и требованиям современности такой собор фактически невозможен. Он невозможен и потому, как это показал Архиерейский собор 2004г. и 2000г., что и Священноначалие не заинтересовано в обсуждении насущных проблем, изучения и пересмотра принимаемых документов. Мне, например, известно, что некоторые архиереи не подписали Деяния собора 2000г. из-за несогласия с незаконными каноническими изменениями в устройстве Российской церкви, и в первую очередь из-за ликвидации Поместного собора. Тем не менее, Священный Синод, игнорируя все несогласия архиереев, безоговорочно утверждает все ранее подготовленные документы, придают им статус церковного закона. Это действие, как бы не нравилось, называется узурпацией и захватом власти в церкви. Кроме того, многие архиереи настолько пассивны или осторожны, что не дерзают даже что-то возразить. К сожалению, при такой ситуации, и весьма печальной, ожидать оздоровления церковной жизни, отхода от партийных принципов просто неоткуда. Более того, не придется удивляться, что при таких ярко выраженных клерикальных настроениях Священного Синода и неприкрытой узурпации власти в Церкви, возможно появление еще и еще «более целесообразных изменений». Как, например, введение нового стиля. Подход к этой весьма серьезной и глубокой проблеме будут такой же как и к глобализации: Да ну, подумаешь какая-то анафема средневекового собора! Это не современно сохранять старый стиль! Это проявление мракобесия и зилотизма не по разуму. И о. Андрей Кураев наверняка скажет, что удерживание старого календаря – это все проявления крайнего радикализма, ретроградства, желание помитинговать, пропаганда богословия ненависти богословски непросвещенных людей. Набор клишированных штампов и ярлыков известен. И я убежден, что это не только один из удобных способов психологической обработки аудитории с целью вызвать неприязненное чувство к зилотизму, но и вполне удобная позиция – не надо ни во что вникать, чтоб не болела голова. Чем проще чем лучше – начальство решило и так правильно. Но спасительно ли? Этот вопрос как правило уже не возникает. Видения и откровения объявят прелестью и экзальтацией, а мироточение икон – бесовской прелестью. Человек, который имеет элементарный страх Божий ужаснется этому набору сухого и грубого рационализма.

    Все же ради спасения тех душ, которые имеют какой-то еще страх Божий, в которых жива совесть, напомню, что в наше время понятия иерархия и истина не являются синонимами.

    Помня как в 17 веке малороссийская иерархия за деньги поддалась на принятие Унии с папой, Восточные патриархи в своем послании, которое является Символической книгой Православной веры, пишут: «Далее: у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-либо новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е. народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменной и согласною с верою отцев его, как то испытали многие и и пап и латинствующих патриархов, со времени разделения нисколько не успевшие в своих против нея покушениях».1

    В некоторых статьях Русской линии приходилось встречать мысль о том, что иерархии виднее, возможно это вполне разумное решение – не собирать Поместный собор РПЦ. Иначе многие радикалы будут рассматривать Собор как средство, при помощи которого он будет стремиться пропихнуть свои идеи. Такой взгляд неверен по многим причинам. Если кто знает историю Поместного Собора 1917-18 годов, то прекрасно помнит даже те длительные дебаты, которые шли вокруг вопроса о целесообразности восстановления патриаршества. Противниками были, как это не странно, многие профессора Духовных Академий. Однако Духом Святым было совершено то, что было предначертано волей Божией. Кроме того, Поместный Собор и тогда рассматривался как лучший способ выражения своих взглядов по разным вопросам, и никого это не смущало и не удивляло. Нас, живущих в начале 21 века это смущает из-за отсутствия опять-таки правильной церковности, боязни, что будет не так, как считает Священноначалие. Кроме того, ликвидация Поместного собора, его принятой правилами периодичности, шаг антиканоничекий.2 Правом на совершение такого шага никто не обладает. И если он и сделан, то каноническое право предписывает немедленное и обязательное исправление ошибки. 3

    И если Аркадий не видит необходимости в созыве Поместного собора и не осознает того, что вопросы, которые необходимо решать всегда в Церкви есть, то это не значит, что надо изменять каноническое устройство Церкви. Кстати почему бы не обсудить вопросы, связанные отношением к Григорию Распутину и ИНН и глобализащии, а теперь и активному введению электронных удостоверений личности и чипов на тело?

    Очень легко встать на заранее подготовленную кем-то позицию, чем самому и тщательным образом разобраться в какой-то проблеме. Точно также легко было принять позицию выливания грязи и помоев на святую Августейшую семью царственных страстотерпцев, ведь так учили и в школе и в ВУЗах, но какого труда стоило переосмысление всех идеологических штампов.

    Где же наивность и где же лукавство?

    Я согласен с Аркадием, что наша Поместная церковь является самой радикальной. Но это не означает, что нет ошибок, нет того, что следовало бы исправить. И если Аркадий считает, что сторонники экуменизма сегодня в Церкви занимают «в общем пространстве России не менее маргинальное положение, чем «диомидовцы», то здесь он глубоко ошибается. Во - первых потому, что главные участники экуменического движения фактически занимают большее в процентном отношении положение в Священном Синоде: сам Святейший, митрополит Владимир Киевский, митрополит Владимр Санкт-Петербургский, митрополит Кирилл Смоленский, митрополит Филарет экзарх Белоруссии, митрополит Ювеналий Крутицкий. Все они и ученики главного идеолога экуменизма и сближения с папством митрополита Ленинградского Никодима. И если среди названных лиц почти все умеренные экуменисты, то митрополит Кирилл ни как не может быть назван таковым.

    Аркадий считает, что все официальные издания МП «проводят последовательную антиэкумническую линию». И это тоже не совсем так. Недавно без всякого комментария в Церковном вестнике напечатали совершенно безобразное и откровенно экуменическое Совместное Заявление Патриарха Варфоломея и папы римского Бенедикта. В этом же издании частенько встречаешь лица кардиналов, «братские приветствия» «братьев во…иудеев» и т.д. Недавно русская Церковь не обинуясь приняла «пожертвования папы Римского» на восстановления пострадавшего от пожара великолепного памятника архитектуры 19 столетия Троицкого собора Измайловского полка в Санкт-Петебурге. За что Его Святейшество направил благодарственное письмо. Конечно современный менталитет христианина таков, что эти шаги Священноначалия уже воспринимаются как нечто вполне нормальное. Но ведь это еще не означает того, что так делать и поступать правильно и православно. Данные поступки – это уже проявление давней привычки, привычки экуменической. Понятны чувства митрополита Кирилла к нынешнему римскому понтифику, ибо частые встречи при проведении богословских диалогов сплотили их «в союз нерушимый». Но в этом то и расчет всех экуменических межцерковных связей, о чем неоднократно писал протопресвитер Феодор Зисис, чтобы притупить в православных чувство необходимости противостоять любому догматическому минимализму, компромиссу не только в вероучении, но и по другим вопросам каноники. Личные привязанности и симпатии, перерождаясь в «дружбу» притупляют в православных чувство совести и глубокой ответственности за Церковь.

    Совместные встречи и заседания имеют самое непосредственное отношение к экуменизму. И если вы этого не знаете и не понимаете дорогой Аркадий, то это ваша беда. В 2004г. Межправославная Конференция в Фессалониках «Экуменизм: надежды и разочарования» засвидетельствовала в своем итоговом документе, что дальнейшее ведение диалога с инославным миром бесполезно. Боламандская уния 1992г, Шамбезийская уния показали, насколько все эти Диалоги стирают экклезиологическое чувство у православных. Принятие нашей Церковью Документа «Об отношении РПЦ к инославию» - свидетельство как раз именно такой утраты православного экклезиологического сознания. Об этом очень хорошо и много и обстоятельно пишет профессор Фессалоникского университета протопресвитер Феодор Зисис в своей книге «О границах Церкви». Позволю привести одну весьма впечатляющую цитату: «К сожалению, эти слабость и непонятность,4 бывшие очевидностью для Церкви на протяжении девятнадцати веков, теперь обрели силу благодаря разрушению границ, которого добился Экуменизм, величайшая ересь XX века. Не существует более четкой демокрационной линии, ясно отделяющей и указывающей на то, где заканчивается Церковь и начинается ересь. Назвавшись «Всемирным Советом Церквей», экуменизм за последние десятилетия сумел столь сильно исказить церковное самосознание православных, что оно стало легко воспринимать насаждаемый экуменизмом взгляд, который отождествляет монофизитов и православных, уравнивает Восточные исповедания, считая одним и тем же нашу православную Церковь и монофизитов. ВСЦ сумел убедить нас православных не только состоять и проводить совещания в Комиссии под общим названием Православные, но фактически привел нас к усвоению протестантской экклезиологии в области церковной кинонии, со взаимным признанием таинств, как это сейчас и вот уже на протяжении многих лет делалось Антиохийской патриархией5, а в последнее время это делается в союзе Коптов и Александрийской патриархии.»

    Посоветовал бы всем читателям Русской линии и Аркадию Малеру ознакомиться с оценками диалогов святой Горы Афон. Иноки этого удела Богоматери, как живые хранители Предания очень живо реагируют на все отступления от веры в нашей иерархии. В одной из своих статей столп православия на Афоне о. Георгий Григориатский пишет, что проводимые диалоги и встречи лишь являются помехой инославным христианам для обращения в Православие. Ибо эти встречи постоянно пытаются подчеркнуть не разницу и не неспасительность инославия, а его полноправия с нами, Святой Соборной и Апостольской Церковью. Об этом сказано и в Заявлении Кинота Святой Горы по поводу визита папы в Константинополь. Святая гора Афон всемирную миссию Православия видят не в проведении межхристианских пустых диалогов, а в прекращении их и свидетельством о Православии своей собственной жизнью, преданием. И это тот спасительный «изоляционизм», который так не по душе Аркадию и иже с ним. Является безмолвной, но действенной проповедью Православия. Неслучайно Святая Гора – это многонациональная монашеская республика. Именно на ней многие западноевопейцы открыли для себя чудо Православия. В то время как диалоги еще никого не привели в спасительную ограду Православной Церкви. Дорогой Аркадий, история ведения богословских диалогов с Римом и другими конфессиями до сих пор не принесла никаких положительных плодов, а вреда – много.




    Проводит ли сегодня Московская Патриархия последовательную антиэкуменическую линию?

    Аркадий утверждает, что это так. Но многочисленные факты свидетельсвуют о другом. Я бы сказал, что сегодня в связи возрастанием церковного сознания рядовых верующих и ростом недовольства экуменических контактов РПЦ МП, Патриархия пошла на изменение своей тактики. Да, действительно, положительным моментом является участие РПЦ МП в ВСЦ в качестве наблюдателя. Но, однако РПЦ в лице Священноначалия проигнорировало мнение большинства клира и народа о обязательном выходе из ВСЦ. Патриархия не поддержала выход их ВСЦ Иерусалимской церкви, Грузинской церкви, Болгарской церкви. Более того, в прошлом году Патриархия, даже при нежелании Святейшего Патриарха, но под нажимом митрополита Кирилла и митрополита Ювеналия принимает решение о возобновлении прерванных диалогов с Антихалкидонитами и Римо-Католичееской церквами. И это тогда, когда на Украине активно развивается экспансия римо-католицизма в лице Греко-католической церкви. Известно, что существует план окатоличевания Украины, разработанный греко-католичекским митрополитом Шептицким. И главным пунктом этого плана – добиться автокефалии Украинской Церкви. И сегодня мы видим, как этому процессу в МП дается зеленый свет. Непонятно кто толкает Святейшего патриарха на такие шаги? Думаю, что митрополит Кирилл, друг нынешнего Римского понтифика.

    Обратите ваше внимание на то, как наши церковные издания пестрят сплошными поздравлениями глав и представителей инославного и иноверного мира. За последнее время только и видны поздравления представителей иудаизма. И это той религии, которая по своей сути является человеконенавистнической. В официальных обращения Патриархии главы этой организации именуются «братьями». И как они могут быть братьями, когда на их главах лежит кровь Христа Спасителя? На них, которые не только относятся к неиудеям как к гоям, свиньям, но и активно на экономическом и духовном уровне активно готовят приход «человека греха и погибели»?

    Аркадий, видимо не читавший Письмо 500, поддавшись мнению желтой прессы, сразу же дает определение этому документу как «антисемитский». Во-первых, это слово было выдумано и подъято в качестве флагманы борьбы с проявлениями неприязненного отношения в евреям. Это тоже лексика желтой прессы. Но мы православные люди не имеем права к какой-либо проблеме подходить поверхностно, с позиции мирской прессы. Это ошибочное мнение. К сожалению это то часто и сбивает с толку наше Священноначалие. К семитической группе, дорогой Аркадий относится не только еврейский народ, но и арабские народы и армяне. Я прочитал документ Письмо 500 «от и до». Его ценность как раз и заключается в том, что документ написан грамотно во всех отношениях, там нет ни одного огульного обвинения книги Шульхан-аруха. Совершенно неслучайно Верховный Суд РФ подтвердил необходимость проведения подробного расследования. В итоге иудаизм признан действительно религией экстремизма, активно насаждающей ненависть к другим народам, религиям. По акту расследования эта религия должна быть поставлена в разряд запрещенных. То, что этого не произошло – делайте сами выводы.

    Активность контактов с Римо-католиками видна и на таких примерах, как достаточно частое присутствие латинских епископов за патриаршим богослужением, постоянное присутствие в Минске в кафедральном соборе и дозволение им причащаться.

    Вероучительный компромисс с протестантами был весьма ярко продемонстрирован в итоговом Документе Смешанной Православно-Лютеранской комиссии в Братиславе о Евхаристии. В нем православная сторона откровенно отвергло учение о преложении-пресуществелении и совершило подмену, утвердив еретическое учение о синтезе святых Даров с телом Христа Спасителя. Кстати нашу церковь представлял известный новатор в обрасти богословия проф. А. И. Осипов.


    О Церкви и государстве, и о паспортах.

    В основу отношений Церкви с государством положен принцип не «несть власти иже не от Бога», а «кесарево кесарево, а божие Богу». С самого начала столкновения Церкви с Римским государством происходило именно на почве религиозно-политической. В Риме культ императора и принятие веры римлян составляло главную идеологическую платформу стабильности государства, его мощи и непоколебимости. И конфликт Церкви с государством как правило происходил именно на этой почве. По этой причине лилась нескончаемым потоком христианская кровь мучеников. Если следовать логической раскладке Аркадия, то христиане обязаны во всем следовать государственным законам, даже если они противоречат христианской совести. В этом и состоит компромисс и лукавство на которое христиане прежде никогда не шли. Христиане слушались власти только тогда, когда в действительности власть охраняла порядок, была «слугой Божиим». Но как совместить понятие «слуги Божия» и мучителя христиан в лице начальника «иже есть от Бога». В священном Писании противоречий быть не может. Святитель Серафим Соболев в нескольких статьях своей знаменитой книги «Об истинном монархическом миросозерцинии. Статьи, проповеди» , т. 1. основываясь на авторитетных отцах Церкви делает очень важное резюме:

    Во-первых, богоустановленной властью является только царская власть.

    Во-вторых, всякая иная власть, хотя и от Бога, но является не богоустановленной, а Богом попущенной.

    В третьих, хотя цари и их слуги и были гонителями христиан, но это не означало того, что они поставлены Богом. Их антихристианские действия имели характер богоборческий в силу не только попущения Божия, но склонности ко злу собственного произволения.

    О том обычае, что христиане не повиновались властям в тех случаях, когда повеления власти толкали христиан на шаги против веры и совести свидетельствуют очень многие церковные писатели: Ориген, Тертуллиан.

    Церковь всегда сохраняла принцип неповиновения государству там, где нарушалась право на спасение, где законы противоречили вероучению.

    Приведу на этот счет слова дореволюционного авторитетнейшего канониста проф. А. С. Павлова: «Как о многих других предметах, так и по вопросу об отношении церкви к государственной власти Христос не дал своим ученикам никакой твердой системы правил. Он учил только воздавать кесарево кесарю и божие Богу. Смысл этих слов то т, что у христианина сверх обязанностей к государству, есть отношения к Богу, составляющие особую сферу нравственных отношений, где исключительно господствует закон Божий, а не человеческий, не государственный. Таким образом, все христианское вероучение и нравоучение, все относящееся к христианскому богопочитанию, священнодействию и внутренней церковной дисциплине…-все это ведается безраздельно церковною властью. Государство не призвано и совершенно не компетентно в таких делах. Если же оно вторгается в эту область и действует при этом не согласно с духом и учением церкви, то верующим во Христа остается только страдать».6

    Относительно паспорта, ИНН и т.д. В принципе об этих проблемах писалось очень много, и при желании, а раз совесть все-таки беспокоит, то зайдите хотя бы на Петербургский сайт В. П. Филимонова «Международного движения за право жить без ИНН, кодов и микрочипов» www.notinn.ru. В данном случае я вовсе не поддерживаю некоторые позиции в адрес Священнононачалия, однако важно понять, что в этих деликатных вопросах государство затронуло христианскую веру и совесть. В системе электронного у чета, будь то паспорт РФ, будь то ИНН, социальный номер, номер мед страхования, и др. везде все проходит через число доступа 666. Это число системное. И перспективы развития всей этой системы обирания имени и фамилия сводятся к вживлению микрочипа. И это не фантазии, не сказки, а наша реальность. В США система вживления veri-chip с 2005 года активно пропагандируется по телевидению. Говорят о несомненных достоинствах чипа, свободе передвижений для человека. И если Аркадия и многие другие считают игры с числом 666 безболезненной для души процедурой, то я позволю себе процитировать свт. Андрея Кесарийского: «И будет распространять печать (в подлиннике число зверя 666) зверя везде – и в купле и в продаже, чтобы непринявшим ея последовала насильственная смерть от недостатка необходимого». И далее он говорит: «Тщательное испытание числа (666), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения». 7 В российском паспорте 1997 в нижнем правом углу имеет узорчатое изображение числа 666, не говоря уже о магнитных полосах под фотографией. Более не стану комментировать эту проблему. Если у человека не съедена христианская совесть, то он по крайней мере поймет, что сделал греховный шаг. Пусть даже на всю страницу и изображен герб Российской империи. Число 666 это символ и собственное число антихриста. Его как символ дьявола постоянно используют сатанисты. Поэтому Заявления Священного Синода о том, что «не следует бояться внешних символов и знаков» и что «никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если он не становится следствием сознательной измены Христу и поруганием веры» - это от начала и до конца демагогия, не имеющее ничего общего с учением Церкви. Данным Заявлением священноначалие всех толкнуло на шаг преступления веры и путь духовной погибели. И если мы лишены слова правды, оставлены своими архипастырями, то на помощь приходит небо, давая откровения о том, что люди не проходят мытарства.

    Можно все это называть и зилотством и ревностью не по разуму, ретроградством и богословской непросвещенностью, но глубоко сомневаюсь, что совесть тех, кто так рьяно обзывает кличками ревность по Богу, их совесть чиста. И эти приемы – не средство решение вопросов в Церкви, а лишь средство обострения обстановки в ней.

    Аркадий не верит в о, что существуют гонения и притеснения в нашей Церкви на тех, кто имеет старый паспорт. Следовало бы открыть глаза по шире и он бы смог увидеть. Позволю себе привести ряд фактов, который знаю лично я. В Калужской епархии митрополит Климент не постригает в монашество, не рукополагает лиц со старым паспортом. В Сенаксарском монастыре архимандрит Варнава разогнал половину монастыря, всех не имевших нового паспорта РФ. В Валаамском монастыре был изгнан духовник обители иеромонах Геронтий за отказ принимать паспорт РФ, и ряд других иноков и послушников. В Калининградской епархии были отправлены митрополитом Кириллом все духовенство не принявшее ИНН. В мордовской епархии были сняты с игуменства две монахини за отказ от ИНН и нового паспорта. Беженки скрывались глее только могли, за ними было установлена слежка ФСБ. Можно перечислять очень много и долго. Вся эта безжалостность – следствие потери любви во Христе, а она покидает людей за беззакония, при оскудении благодати. Все остальное комментировать не стану. Только я глубоко сожалею о том, что на Русской линии появляются такие беспардонные и наполненные цинизмом статьи.

    Другой деликатный вопрос, который затрагивает Аркадий Малер – это о связи Церкви с государством, вернее о контроле Церкви со стороны государства. Аркадий уверенно говорит, что Церковь полностью свободна от государственной опеки. Приведу весьма показательный пример, который раскрывает главную причину всех этих гонений и т.д. Одни их архиереев, которого я знаю лично, мне рассказывал о том, что после Юбилейного собора 2000г. Его Превосходительство г-н Президент принял всех членов Собора в Кремле. Во время этой встрече им было откровенно и вслух сказано: «А теперь вы будете делать все то, что мы вам скажем». В 2004г, когда митрополитом Кириллом было зачитано Обращение Архиерейского собора к Президенту, где прозвучали протесты против внедрения кодов, им было сказано: «Я вижу, что среди архиереев много радикально настроенных, но мы с ними будем работать». Позволю себе на этом завершить и без того огромный ответ на статью Аркадия Малера и пожелать читателям Русской линии сохранять верность Христу, молиться о нашем измученном и многострадальном Отечестве. Через несколько дней 2/15.03 исполнится уже 90 лет с того трагического момента в истории России, когда оголтелые временщики вырвали обманом и насилием власть у Помазанника Божия святаго царя мученика Николая Александровича. По моему глубокому убеждению, если мы будем держаться тех взглядов и мыслей о церкви и государстве, понося идею православной монархии, на нас будет лежать страшная печать нераскаянности и пусть косвенной, но причастности к событиям 1917 и 1918 года. Пост – это время для покаяния. Дай Бог, чтобы по молитвам Державной Заступницы и предстательством Святых Царственных Страстотерпцев в нашей стране и церкви постепенно восторжествовала Правда Божия. Это зависит от каждого из нас. В жизни и подвиге христианина не существует логических тупиков, потому что миром правит Бог и любая затрудненная ситуация разрешается молитвой к живому и любящему нас Богу.

    Протоиерей Сергий Введенский.

    1 Догматические послания православных иерархов 17-19 вв. о вере. СТСЛ. 1995, с. 223, п. 17

    2 См. Уста Русской Православной Церкви 1988г.

    3 См. епископ Никодим, Далматино-Истрийский. Православное каноническое право. СПб. 1898г.

    4 См. соответсвующую работу Протопресвитера Феодора Зисиса, «Православие» антихалкидонских монофизитов. ( Ἡ «Ὀθοδοξία» τῶν Ἀντιχαλκηδονίων Μονοφυσιτῶν ) Θεσσαλονίκη 1994.

    5 См. Энциклику патриарха Антиохийского Игнатия IV от 12 ноября 1991. В книге: Иеромонах Савва (Янич). Вероотступничество. М. «Русская идея». 2004, стр. 108 - 110

    6 Курс церковного права. Заслуженного проф. Московского Императорского ун-та А. С. Павлова. Сергиев Посад. 1902, с. 467

    7 Толкование на Апокалипсис святаго Андрея, архиепископа Кесарийского. Иосифо-Волоколамский монастрырь.1992, стр.109, 110

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика