Православная культура и "пятая колонна" в Церкви

  • прот.Евгений Левченко     13.03.2007 17:37

    Рогозянскому
    Уважаемый Андрей Брониславович!
    Всегда с удовольствием и с пользой читал Ваши сочинения на тему педагогики и образования.
    Однако сейчас не могу с Вами согласиться по ряду пунктов.

    Не могу согласиться с тем, что вопрос о взглядах Александра Викторовича Московского представляет собой всего лишь "локальные споры". В своем ЖЖ (ссылка здесь уже приводилась: http://pevl.livejournal.com/6812.html) я пишу о странности того, "что в церковном мероприятии такого уровня, как Рождественские чтения, был одним из главных организаторов человек, не скрывающий свои симпатии к оккультным и лженаучным изысканиям". Об аналогичных "странностях" "соблюдающего игумена", мне кажется, пишет и автор.

    Не могу согласиться и с тем, что "никто из святых отцов не занимался богословием или наукой или культурой в нашем сегодняшнем понимании", или, что "самостоятельной же, существенной, онтологической нужды у Церкви браться и христианизировать эллинистическое (или какое-либо иное - для нас современное, например, научное. - п.Е.) наследие как бы и нет". Опять же в своем ЖЖ я приводил такие слова святителя Феофана Затворника (http://pevl.livejournal.com/6542.html): "Учуяли, что есть наука? Одна по себе она есть душевное дело, душевное же не понимает духовного и теснит его. Наоборот, и духовное теснит душевность. Чтоб этого не было, надо душевность одухотворить: пропустить сквозь него элементы духовные и сделать его слугою духовных интересов. И извольте это сделать с наукою, которая в Ваших руках... Нам нужно просвещение, и мы ищем его. Господь ниспослал уже нам обильный свет ведения в Откровении. Наше исповедание дает нам здравые и светлые понятия о всем сущем - о Боге, мире, человеке, их взаимном отношении, нашей участи здесь, на земле, и предназначении нас для будущей, о нашей бедности и поврежденности и о способах исправления и уврачевания и прочем. Усвоим сии понятия, и будем просвещены, ибо что есть просвещение, как не обладание здравыми о всем понятиями? Затем, желаем ли расширить круг наших познаний, будем держаться сих понятий, как руководительных начал, и проводить их по всей области наших познаний. Они предохранят нас от опасных заблуждений и сообщат вековую прочность нашему ведению. Мир ли Божий кто познать тщится, вот ему руководительное начало: Бог сотворил мир в шесть дней из ничего всемогущим Словом Своим, сотворил целесообразно, мерою, весом и числом, содержит его в деснице Своей и ведет к его предназначению. Пусть возьмет сие начало и проведет по всей области миропознания. Оно предохранит его от ложной теории самообразования мира и удержит порыв мечтательных предположений, какие строят на основании скудных и еще неточных исследований нашей земли. Историю ли кто изучить хочет, имеет уже руководство в мысли о всеобъемлющем Промысле Божием, и именно вражду положил Господь между семенем жены и семенем змия и все ведет к победе первого над последним. Пусть возьмет и проведет сие начало по всей истории. Оно предохранит его от предположения дикого небывалого состояния и удержит от мысли о механическом фаталическом самораскрытии в истории человечества какого-то спящего самого по себе начала. Человеческую ли природу хочет кто расследовать, знает уже, что человек создан по образу и подобию Божию и предназначен для вечного блаженства в живом общении с Богом, Пусть возьмет сие начало и проведет по всему человекознанию. Оно не допустит его ставить человека в ряд животных, как особую породу, производить все духовные его действия от химического сочетания и движения частиц материи и ограничивать продолжение его бытия пределами только жизни настоящей. Так для всех наук найдутся в нашем исповедании основные понятия, Богом истины открытые, и, следовательно, несомненно верные. Построевая по сим началам наши науки, проводя их до последних разветвлений наших систем, мы всем наукам сообщим единство, твердость, истинность, и вся совокупность наших познаний составит тогда мир истинного ведения, проникнутый Божественным светом. Затем сии начала перейдут и во всю письменность нашу, которая потому не только не будет содержать ничего несогласного с Божественными истинами, не только положительно не будет им противоречить, напротив, будет служить разнообразным проводником их и разольет свет их по всему пространству обширного отечества нашего. Вот и просвещение всенародное, или возрождение народа с умственной стороны!".
    И хотя это сказано полтора столетия назад, разве эти слова не остаются актуальными?...

    Наконец, Вы пишите: "Чтобы христианизацию воспроизвести вновь, в наших условиях, нужен не компилят святоотеческих идей, а новые выдающиеся человеческие типы, соразмерные каппадокийцам и актуализированные относительно наших условий". Ну что тут сказать... По-Вашему, как бы получается, что ежели Господь не воздвиг среди нас сейчас Василиев Великих или Григориев Богословов, то и христианизация никаких сторон нашей жизни невозможна. Или я Вас не понял?!...

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика