К полемике вокруг православного учения о Божией Матери
- Прот.Георгий Городенцев
27.01.2009 13:58
На первое Ваше сомнение отвечаю так: рассуждение о том, что я на месте Адама согрешил бы так же, как и он, это не догматическая концепция, а всего лишь аскетический прием, полезный в духовной брани. Так что мне нет нужды в этом случае рассуждать о других, и своих духовных болячек и проблем хватит. А вот что касается догматического мнения, выводимого из этого аскетического приема, то оно звучит иначе. А именно, если предположить, что во всем многообразии человеческих ипостасей есть такие, которые на месте Адама бы не согрешили, то почему же Бог действительно не поставил их на место Адама, ведь тогда бы удалось избежать грехопадения и всего того, всей той массы грехов человечества, которые за ним последовали? Очевидно, зная, что Бог благ и всемогущ, надо предположить, что таких ипостасей нет. Что касается второго Вашего сомнения, то оно очень интересное и основательное. Вы смотрите в корень. Действительно, если предположить, что таких ипостасей нет, то можно подумать, что виновата сама природа человеческая, со всеми вытекающими отсюда неприятными выводами. Поэтому, чтобы рассеять это заблуждение, святые отцы и говорят, что Бог Слово воспринял именно эту нашу Богом созданную природу, природу Адама, а не какую-то другую природу. И именно с этой природой победил грех, не в смысле какого-то внутреннего борения с ним, как сейчас злословят некоторые, а через неприятие самих прилогов к греху, как было во время искушений в пустыне. Там где Адам пал, там Господь победил, победил с его, Адама падшей природой, чтобы показать, что не созданная Богом природа винована, а наши грешные ипостаси.
|