Неправда епископа Диомида
- Дмитрий Донцов
09.03.2007 17:04
О сложностях созыва Поместного собора
Вспоминается притча Спасителя о закваске (Мф. гл. 13, ст.33). Позаимствуем не прямой смысл притчи, а её символику. Тесто. Так вот, современные православные христиане, замешаны на совершенно новом тесте. Точнее сказать, утрачена связь времён. Конечно, метафизически связь с благочестивыми предками (через их предстательство у Престола Божия) существует всегда. Земная же «зацепка» потерялась, которую можно выразить словом «набожность». Да, последние туманные проблески этого мы наблюдали у некоторых наших дедов-бабок. Да и то, над проявлением этой самой набожности, многие из нас (пионеры-комсомольцы-партийцы) посмеивались. Поэтому, в нынешнем веке цифровых технологий нам христианам приходится делать самостоятельные шаги, так сказать, без живого примера.
Дело в том, что семь десятков лет (+ 5) безбожия-бездождия сделали своё дело. Давайте посчитаем. Если поколением считать разрыв в 20-25 лет, то получается три поколения. Для сравнения, Моисею пришлось водить свой народ по пустыне, пока не сменилось всего пару поколений. А для чего это собственно потребовалось? Да, чтобы сознание у народа поменять. Рабского было много, наносного. Видимо, в России с духовным самосознанием нации было ещё более запущено, поскольку Господь ссудил нам «пошататься» поколением больше. К тому же, вели народ ещё и «антимоисеи». Дальше в лес – больше дров.
Достаточно сделать экскурс в историю и всё становится понятным. С «петровских » времён началось отступление от веры предков. 19 век был, вообще, плодоносен в этом отношении. Особенно у интеллигенции. В общем, рыба стала гнить с головы. В начале 20 века семинарии стали плодить революционеров, а церкви (в большинстве своём) стояли полупустые. Правда, только у крестьян вера сохранилась… некнижная, лапотная, зато искренняя. Вот они и донесли до нас слабый огонёк веры.
Для иллюстрации подобного затухания можно обратиться к кинематографу. В нём, как раз фиксировались периоды спада национального благочестия. Конечно, не без влияния Запада. Вспомним старые советские киноленты. Этапы от чёрно-белых до цветных. Даже после идеологического фильтра какой возникает ассоциативный ряд? Добрые, светлые, поучительные… А сегодня? Агрессивные, динамичные, увлекательные. В «Девчатах» и «Волга-волгах» была не только нравственность, но и Любовь с заглавной буквы. С годами её количество всё уменьшалось и уменьшалось. А нынче слово «любовь» и вовсе поменяло значение, которое скатилось до постельных сцен.
В этом духовном вакууме мы нарождались, воспитывались, развивались. Сейчас всем ясно, что с каждым поколением наш народ опускается ниже и ниже. Какой-нибудь атеист подхватит эту мысль и риторически повернёт её против собеседника, дескать, что же ваш Бог поставил над нами такой эксперимент. Для ответа, сравню историю нашей многострадальной Родины последних лет с евангельским сюжетом о слепорождённом (Ин. гл. 9, ст. 1-38): «…это для того, чтобы на нём явились дела Божии». Хочется верить, что Спаситель, как и 2000 лет назад сделает брение, чтобы, умывшись после этого, Россия снова стала духовно зрячей.
Наверное, именно по причине «незрелого теста» наши архипастыри и опасаются собирать Поместный собор. И эти опасения небеспочвенны. Чего греха таить, бывает священников заносит, не говоря уже мирянах. Уже в IV веке свт. Иоанн Златоуст, во времена которого была выборная система поставления на епископскую кафедру, стал отмечать злоупотребления в этой сфере («Слово о священстве»). Народ, вернее его влиятельные делегаты, стал привносить в этот ответственный процесс далеко не духовные категории. В общем, сказался человеческий фактор. Кое-кто стал продвигать на кафедры своих родственников, да и просто выгодных им людей. Неудивительно, что эта практика Церкви была упразднена из-за всё тех же опасений. Архиереи сами стали выбирать из среды достойных будущих епископов. Разумеется по отзывам с мест, но опять же посредством духовенства – наместников монастырей или епархиальных епископов. Миряне были устранены. И это, на мой взгляд, вполне разумно. Тем более для реалий современного времени.
Но, тем не менее, это не означает, что мирян следует вовсе отстранить от церковных дел, мол, пускай молятся. Думается, что в нашей Церкви уже достаточно вполне вменяемых людей, православных деятелей, которые могли бы высказать мнение простых верующих. Конечно, особое внимание нужно было бы обратить на отбор кандидатов-участников, дабы не просочились провокаторы. Очевидно, шансы для таких прохвостов минимальны, так как сообщество православных мирян, ведущих активную деятельность, уже сформировалось, и они друг друга знают в лицо. Знают и откровенных провокаторов. И в конце концов «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Неужели соборный разум не выведет подобных прихлебателей на чистую воду?
Конечно, было бы в идеале созвать Поместный собор уже после воссоединения двух Сестёр-Церквей, не видевшихся долгое время этого самого безбожия-бездождия. Уверен, что наши отцы, братья и сестры из РПЦЗ будут рады принять приглашение поучаствовать в деле соборного решения насущных проблем.
|