Тьмы низких истин нам дороже...

  • С. Шараков     09.03.2007 17:02

    Lucia
    Согласен с вами, что проблема понимания очень интересна. Надо сказать, что она даже актуальна для понимания нашего понимания, в частности, фильма "Остров". Теперь понял, что Вы имеете в виду под совершенством текста. Только немного уточню. Гадамер под "презумпцией совершенства" понимал совершенство единства, то есть, это когда каждая часть, каждый элемент текста несет в себе всю полноту целого. Если перевести на религиозный уровень категорию совершенства единства, то мы получим смирение: воспринимающий текст ставит себя в ситуацию незнания, считает, что знает о предмете, о котором текст, меньше, чем сам текст. Через смирение возникает вопрошание и диалог. Так человек выходит из своей обособленности, открывает себя, Богу, миру, смиряется. Уж если заговорили о Гадамере, то важно упомянуть о категории предпонимания, как говорил сам Гадамер, о категории пред-рассудка. То есть, мы должны себе отдавать отчет в том, что понимаем мир в той традиции, в которой пребываем сами. Если перевести на православный язык, то получится: православный воспринимает мир в свете Св. Предания. (Но это в идеале. На практике же наше сознание засорено разного рода языческими привнесениями). Надо уметь отдавать себе в этом отчет, когда мы входим в общение с миром. Так, например, высказываясь о фильме Лунгина, надо отрефлектировать свое предпонимание.

    По поводу "понять, а потом формулировать свое отношение к предмету понимания" согласен с Вами. Об этом я и сказал, когда вступил в полемику с автором.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика