Православная культура и "пятая колонна" в Церкви

  • Рогозянский     08.03.2007 11:26

    Ингвару. Не знаю, право, как объяснить лучше свое понимание этого. Очень много разнородного смешано в данном примере. Наверно, тезисно это будет выглядеть так:
    1. Готов взять обратно "на поток" и "гарантия", т. к. в общем и целом отстаивать эти понятия нет никакой необходимости, можно сказать и другими словами; локальная цель была в том, чтоб сделать параллель для современного сознания наиболее яркой, вопиющей даже.
    2. Все же не известно, чтобы Варлаам говорил о какой-нибудь "технологии" в применении к афонитам, а о бреднях диких монахов и плодах их самовнушения, которые происходят от специфических поз и дыхательных упражнений. Аристотелеву "технологию" силлогизмов Варлаам, напротив, очень любил.
    3. К устойчивому, упорядоченному результату (не будем называть это "технологией" и "гарантией") монашество все же стремилось, неуклонно развивая молитву и аскезу в науку. Уже "Лествица" представляет собой не какое-нибудь общее духовное увещание, а учение систематизированного вида. Исихазм не столь утилитарен, как нынешняя наука, но все равно это не вольное творчество или изобретение велосипеда всякий раз заново. Это целесообразность, знание, логика, школа, система, принципы, инструментарий.
    4. Первичны в христианской жизни ревность о Христе и стремление жить по Евангелию. Именно это одушевляет христианский подвиг, придает ему нравственное, даже любовное измерение и тем отличает его от других похожих аскетических практик, например, йогов. Тем паче на высших ступенях умное делание перерастает формальные рамки, а становится "умным художеством", прямым богообщением, святостью. Соглашусь с Вами, что понятия "гарантия" и "на поток" к этому слабо применимы и режут слух.
    5. В конкретной аскетической практике святые отцы избегают чрезмерно доверять тому, что сам новоначальный понимает под ревностью о Христе и стремлением жить по Евангелию. Все это очень неосновательно и переменчиво. Известна также и ограниченность убеждения со стороны. Лишь вначале рассуждения на нравственные темы, экзегеза, расширение религиозного мировоззрения двигают христианина вперед. Очень скоро оказывается, что, сколько бы мы не говорили на евангельские темы и о любви Христа к нам, мы, увы, толчемся на месте. Или еще хуже того, приходим в эмоциональный экстаз, как харизматики-протестанты. Выходом из этого тупика становится подчинение на длительный период аскетической дисциплине и, в идеальном случае, старцу. То есть, любое собственное убеждение и рассуждение, помимо убеждения в необходимости послушания, временно отлагается, а все силы направляются на метод, систему. Такая система, как ни крути, технологична. Ну, хорошо, скажем не технологична, а методична, дидактична - разница будет невелика. Это система, которая растит души, причем разные души, что побуждает ее исследовать общие для всех закономерности аскетических процессов, даже "физиологию святости", о которой хорошо пишет, например, еп. Варнава (Беляев).
    6. Аскетико-воспитательная система ни на что не годна, если одновременно не защищает подвизающегося от искушений и ошибок, особенно опасных в сфере духовных явлений. В определенной степени, да, она должна, просто обязана при тщательном соблюдении "гарантировать" результат, иначе все встает под большое сомнение. Слишком велики ставки и опасности тоже велики.

    Такие не-журналистские соображения, Ингвар.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика