Православная культура и "пятая колонна" в Церкви
- Рогозянский
07.03.2007 15:11
Вопрос о соотношении христианского эллинизма и паламизма интересный. Как-то не обращал я на это внимания, а Вы, Владимир Петрович, с Хоружим меня надоумили. Мы с Вами, разумеется, не Бог весть какие титаны, чтоб запросто классикой и исихией оперировать. Так, в плане общего представления, для себя. Так вот, на мой взгляд, С. Хоружий и прав, и не прав одновременно. С "не прав" - проще, поскольку "Триады в защиту священнобезмолвствующих" написаны как философское произведение, со всей причитающейся в таких случаях атрибутикой: силлогизмами, систематикой, софистическими приемами. Святитель Григорий как-никак был выпускник философской школы и занимался именно Аристотелем. Кризис же Варлаама-Акиндина-Кидониса был вызван неспособностью афонитов как-либо логически, богословски обосновать свой праксис. То есть, хотя бы в апологетическом качестве исихия все же востребовала классику. И, похоже, не ситуативно, для разрешения конкретного кризиса, а вообще, поставив и впредь паламизм на место своего постоянного "интерфейса". Паламизм - это же не суть практика, а скорей философский мост между классическим и неклассическим исихастским мышлением. Итогом его становится перемещение человека обычной, рациональной культуры в плоскость иных, умно-делательных критериев и ценностей. В данной связи, конечно, тезис Хоружего о необходимости отбросить христианский эллинизм и основывать все исключительно на паламизме выглядит несколько волюнтаристским: паламизм - это и есть христианский эллинизм, но не самодостаточный, а указующий на исихию.
Однако, понять, что собирается сказать Хоружий все-таки можно. Он предупреждает как раз против самодостаточности христианского эллинизма, который, действительно, очень объемен, так что в рамках его, если не ставить перед собой задачу большего, можно остатьсян навсегда. Империя собственно так и пыталась существовать - в рамках классического канона. Исихазм все века (а начало его, несомненно, положено еще синаитами, в V-VI вв.) действовал фактически на полулегальном положении. Что-то монахи там делали, знали, время от времени из их среды выходили яркие светильники, которые уже в ореоле своих дарований привлекали внимание современников. Но оппозиция классика-исихия постоянно имеет место. Выражается она, в частности, в монофизитстве-монофилитстве-иконоборчестве, в которые периодически отпадает имперская и церковная власть, в гонениях на прп. Максима Исповедника, прп. Симеона Нового Богослова и пр. То есть, для эмпирических структур, таких как общество, государство, церковная иерархия, христианский эллинизм, классика ближе, роднее. С этим приходится считаться, и в плане икономии мы видим, как бурно растет классицизм византийской эпохи. Возникает многовековая коллизия борьбы, вытеснения новым христианским классическим просвещением старого, античного. Часто вся историософия Византии этим и ограничивается, ничего кроме синтезов каппадокийцев, Юстиниана и Иоанна Дамаскина просто не видят. Но острота, "перчинка" момента определяется присутствием третьего компонента: исихии в ядре христианского исповедания. То есть, в обычных условиях Византия почти целиком "тянет" на классике, но на переломах, в моменты действительно судьбоносные все решает "закваска" из умно-делательной практики. Потому что на языке классики теоретически могут обосновываться различные вещи. Еретики, начиная от Ария, брали именно своей фундаментальной философской подготовкой. И только внесением в споры некоего сверхразумного элемента, который как следует долгое время даже не понимается (как "единосущие", которое, приняв, потом сообща, всем богословским разумом Церкви триста лет расшифровывали) православная истина оказывается соблюдена. Потому что классический аппарат данные решительные моменты, увы, не вытягивает. Возрожденная классика и для нас теперь могла бы послужить замечательным средством окультуривания внешней жизни: церковной, общественной, частной. Но кризис настолько глубок, что оптимизация, переустройство на рациональных началах (критика западничества, национальная мобилизация, лидерство Церкви - то, о чем Вы замечаете) уже ничего не решат. Требуется "перезарядка аккумуляторов", "возрождение", "расцвет" в сергиевском смысле, которые изменят всю диспозицию и нас в ней, сами стихии вокруг России расставит иначе.
|