Ответ епископу Венскому и Австрийскому Илариону (Алфееву)
- Дмитрий Матыс
24.01.2009 13:06
Николай, а вам не приходило в голову, что понятие "первородный грех" имеет много оттенков?
И что грех, как вина за преступление конкретным человеком конкретной заповеди Божией, действительно не наследуется потомками Адама и Евы. Об этом говорил Духом святым уже пророк Иезекииль: " ... сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается" (Иез.18:20).
Отцы, когда говорили об ответственности за первородных грех всех людей, понимали его как наследуемую по закону рождения "страстность, тленность, смертность" нашей природы, повредившейся в результате отпадения прародителей от Бога.
Как и объяснил это преп.Иустин (Попович): "“В адамовом грехе надо различать два момента: прежде всего преступление как таковое, акт нарушения Божией заповеди, нарушение как таковое (parabasiV), ошибку как таковую (paraptwma), непослушание как таковое (parakoh); и, с другой стороны — состояние уже совершенного греха (aµmartia). Потомки Адама, в строгом смысле слова, не принимали личного, непосредственного, сознательного и вольного участия в Адамовом преступлении (то есть в parabasiV, paraptwma, parakoh). Но поскольку они берут свой исток от падшего Адама, от греховной природы, они наследуют греховное природное состояние, в котором живет грех (aµmartia) как деятельное начало, которое понуждает личность каждого из нас совершить грех подобно Адаму, почему и подвергаются тому же наказанию, что и Адам” (Иустин (Попович), Догматика Православной Церкви,т.1).
Или совсем кратко, как преп.Марк Подвижник: "Мы наследовали не преступление Адамово, но смерть от него произошедшую" (преп.Марк Повижник, Подвижнические слова).
Лучше и не скажешь.
|