Открытое письмо епископу Венскому и Австрийскому Илариону (Алфееву)
- Иван Амбарцумов
23.01.2009 12:49
Учение о непорочном зачатии Божьей Матери не принято православной церковью, но, вместе с тем, оно и не осуждено однозначно как ересь. Поэтому взгляд митрополита Кирилла можно рассматривать как его частное богословское мнения. В истории церкви были даже святые отцы, которые высказывали богословские мнения, впоследствии осужденные как еретические. Причем, нередко речь шла о гораздо более серьезных заблуждениях. Св. Ириней Лионский разделял хилиастические воззрения (учение о земном "тысячелетнем царстве" Господа Иисуса Христа), св. Григорий Нисский придерживался теории всеобщего спасения (апокатастасиса), блаж. Августин учил об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (заблуждение, впоследствии воспринятое Римской церковью). Что касается владыки Кирилла, то надо еще выяснить, к какому периоду его служения относятся цитаты, приводимые Н.Кавериным. Может быть, митрополит Кирилл уже отказался от своих "мариологических вольностей", подобно тому, как в своей церковно-дипломатической деятельности он давно отошел от экуменических и филокатолических крайностей владыки Никодима. Приведу цитату из его недавнего интервью "Аргументам и фактам": "Позиция Римско-Католической церкви по многим вопросам жизни общества более близка к православной точке зрения (чем позиция протестантов). Впрочем, мы помним о целом ряде расхождений в вероучении и практике Православной и Католической церквей, и в этой области не может быть никаких компромиссов. Православная церковь и есть Единая Святая Соборная и Апостольская церковь, через которую Бог открывает человеку дорогу в вечную жизнь". Так что считать Местоблюстителя патриаршего престола оголтелым экуменистом или даже "тайным униатом" нет никаких оснований.
|