Православная культура и "пятая колонна" в Церкви
- Рогозянский
06.03.2007 19:58
Владимир Петрович, брат дорогой! У меня, к счастью, отсутствует необходимость защищать о. Петра (Мещеринова). Ни сам он меня об этом никогда не просил, ни своей особой симпатии к его позиции я не испытываю. Единственное, что я бы лично, пожалуй, повоздержался от определений типа: "отморозок". В остальном говорю исключительно о методе. Ведь Вы же хотите не просто выговориться, а создать некий отрицательный резонанс, убедить разных людей в неприемлемости подобного рода высказываний. Так вот, избранный сравнительный историософский метод не позволяет сделать этого, поскольку идет "по касательной". Привели Вы, как кажется, достаточный объем аргументов, и тут же появляется очередной "Александр М-н", который на том же поле, с применением своего набора данных, создает собственную картину. Можно на это сетовать, но не приверженность чья-либо к постмодернизму играет здесь роль. Распадение, "множественность истин" возникают как результат утраты человеком "ключа" к объяснению действительности. Прозорливый, опытный старец, думаю, и по поводу истории, если заинтересуется, сумеет сложить вполне однозначное суждение. Мы же, насколько отдаленно догадываемся об истине богоугодного жительства, в такой же точно мере путаемся и в многочисленных эмпирических фактах и их взаимосвязях. Выделяем для себя свойства второстепенные, малосущественные, как например технический комплекс на Соловках и кое-как, с кондачка встраиваем его в парадигму технического развития Запада. Тогда как Запад и впрямь придавал этому огромное значение, а для соловецких отшельников это, скорей всего, было так - промежду делом, играючи. Потому что какие технические ограничения могут быть для цивилизации, в рамках которой, по Евангелию, горы одним словом могут передвигать? И все многочисленные чудеса из житий, при которых святой помолился - и саранча оставила поля или дождь пошел, или, как у преп. Варлаама Хутынского, выпал ранний снег и весь хлебный червь померз - все это, если хотите, специфические "технологии" православной цивилизации. Причем технологии, далеко превосходящие всякую мертвую технику.Такой эффективной системы пожаротушения, как у Василия Блаженного, за все века научного прогресса не выдумано! Или вот, у России нефти много, а откуда ее много? Может, преподобные так помолились в свое время за будущее страны и народа, почем нам известно? Это угодникам Божиим подобные вещи открыты. И вся Америка и Европа со своими "хай-тек" и "ноу-хау" вынуждены теперь идти к нам, потому как православное "ноу-хау" оказалось в 100 раз круче. Понимаете? Если по эмпирическим фактам пытаться воссоздавать истину, выйдет не пойми что. Как в том анекдоте: "Рак - это маленькая красная рыба, которая ходит задом наперед". Тоже, можно сказать, по-своему основательное суждение с позиции того, кто раков наблюдает исключительно сваренными, на столе, и пользуется какими-то отдаленными слухами. Такое вот инфантильное сознание и у нас в плане, что есть что внутри православной традиции. И споры, соответственно, тоже незрелые.
Касательно отечественной культуры я с Вами полностью солидарен: была, была до Петра культура как в широком, так и в узком смысле. Правда, и до Петра существовали обширные заимствования с Запада, например, в эпоху Ивана Грозного. Для придворного круга, боярства, купечества уже в то время существовал "цивилизационный соблазн", и итальянские, немецкие, фламандские влияния воспринимались как передовые, многообещающие. Кстати, одним из самых ретивых модернизаторов был духовник царский, протопоп Сильвестр, тот самый, чей "Домострой". Я как-то писал об этом, статьи были такие об аутентификации России. Мы же гордимся национальным, записывая в национальное то, что к нему подчас и отношения-то особого не имеет. А в плане исконной, оригинальной культуры я бы скорей указал не на Коломенский дворец, туалеты и бани (афонские монахи возле моря живут и никогда не купаются, и с живностью нательной у подвижников, не сомневайтесь, бывает всё, как положено). Интересен, самобытен мир народной культуры, в ее связи с природными стихиями, с организацией жизнедеятельности. Церковного календаря, наподобие нашего, где все праздники, все имена чествуемых святых привязаны к типам работ, приметам, рекомендациям нет ни на Западе, ни в Греции. Не знаю, у славян Центральной Европы, Балкан есть ли? Очень богат фонд народной мудрости, поговорок. Это не Шекспир с его многоактовой драмой, это нечто особое. Представьте, каким должен быть человек, какое развитое философское, образное мышление иметь, чтобы строчить к месту и времени всеми этими: "сколько веревочка не вейся...", "на миру и смерть красна", "двум смертям не бывать, а одной не миновать". Премудрость Соломоня! Вольный, свободно творящий и осознающий жизнь человек! Совсем не тот забитый образ захудалого, темного, безразличного к прекрасному крестьянина, который рисуется уже в свете западного рационалистского просвещения. Да только опять-таки, не принадлежим уже мы к этой культуре, а так - фольклористика.
Что же касается необходимости противопоставить нечто либеральным воззрениям руководителя ЦДРМ, то нужно иметь ввиду существование не одного о. Мещеринова, через которого соблазны вторгаются внутрь Церкви, а, если можно так выразиться, "мещериновского направления" или "комплекса Мещеринова", очень распространенного и имеющего множество сочувствующих. Можно громить о. Мещеринова и нимало не исправлять положения, сложившегося в связи с общим преклонением перед Европой и недооценкой собственных начал. "Пятая колонна" - это все же не какие-то нанятые персоналии (хотя и нанятые, в принципе, тоже могут иметь место), "пятую колонну" создает в основном сам дух времени и до тех пор, пока ему не противопоставлено иного духа, не менее, а более сильного, объяснения, контрагитация в известной степени будут уходить в пустоту. Господь будет спасать как-нибудь по-другому, не интеллектуальными способами, помимо нашего разумения - тяжелыми обстояниями, скорбями, служением, скудостью условий, трудом. Либо необходимо педагогическое чутье, такое, чтоб, не вступая в лобовое столкновение, уметь полегоньку нажимать на чуткие точки. Засим умолкаю.
|