Тьмы низких истин нам дороже...
- Автор - С.Шаракову
06.03.2007 19:39
Благодарю Вас. Нахожусь в некотором недоумении. Поскольку меньше всего претендовал на роль специалиста критика. Пытался говорить напротив, о некоторых частных принципах теории режиссуры и основных законах творчества в их религиозном аспекте. О сколь - нибудь систематическом анализе стиля, жанра, типологии сюжета, конструировании характеров и т.п. не помышлял. Как говорится, формат не тот. Но о природе конфликта счел необходимым упомянуть. Поскольку именно в этом кроется основной порок и нарушение художественной целостности фильма. А именно: Конфликт предложен и решается скорее в натуралистическом, привычно соцреализмовском его истолковании. Насколько мне известно, из современных кино- театро-литературо- ведов как раз о типологии конфликта в соотнесении к художественным стилям, как впрочем и проблемами самих стилей современных религиозных художеств у нас практически никто не занимается. Даже Достоевского наши критики, в подавляющем своем большинстве, рассмаривают, как типичного представителя реализма (критического). На что он, как известно, возражал. Тогда конечно, согласен с Вами, мое сравнение "вопиюще бьет мимо цели", как вы изволили выразиться. У Лунгина есть нарушения в разворачивании сюжета: перескоки, немотивированные смены целеполагания персонажей (сверхзадачи по Станиславскому), нарушение принципа единства действия в диалогах, само построение диалогов: взаимодействие исключительно чувственным кодом при попытках выражения сверхчувственных смыслов (нарушение триединства линий ума-воли - чувства по Станиславскому) и т.п. НО, ПОЖАЛУЙ, ГЛАВНОЕ. Понимаю, это чудовищно трудно отличить от моей субъективной оценки. Это нельзя требовать от автора, указывать ему, упрекать его в этом. Но для творчества православного мирянина необходимое и архиобъективное условие. Поскольку никакими теориями не учитывается. Называется оно ПРИНЦИП ЛЮБВИ. И, в данном случае, проявляется в соблюдении принципа равенства персонажей. Об этом есть у Бахтина, но для режиссуры возрождающейся культуры православия принцип равенства персонажей имеет, уверяю Вас, громадное практическое значение. Корень стиля. Если Вы конечно разделяете мое мнение о том что для выражения Православной веры нужна своя особенная ФОРМА. Я говорю о всего лишь о раскрытии темы, заявленной в фильме. С точки зрения светской материалистической художественной идеи она, может быть, и выражена вполне, достаточна. Но, в случае явлений духовных, невидимых, сокровенных, явно неудовлетворительна. Наблюдается, по мнению и других авторов и выступлений священства явная асимметрия, односторонность. Судить же автора по его собственным законам, считаю возможным на другой территории - выражению светских мирских проблем. P.S. Согласен с вами, что и коммерческие ленты, и мексиканские сериалы и любительские спектакли следует судить по законам их авторов, но это очень скучное занятие.
|