Россия спасёт мир, а Россию спасёт святость

  • Леонид Болотин     23.01.2009 00:00

    О Красоте. Священномученик Дионисий Ареопагит Парижский в своем трактате «О Божественных Именах» в названии четвертой главы перечисляет некоторые Имена БОГА: «Об именах "Добро", "Свет", "Красота", "Любовь", "Экстаз", "Рвение", о том, что зла не существует, что оно не от сущего и не в числе сущих».
    Там в седьмой подглавке написано:
    «7. Это Добро воспевается священными богословами и как Прекрасное, и как Красота, и как Любовь, и как Возлюбленное, и другими, какие только есть, благолепными применяемыми к Богу наименованиями сообщающей красоту благодатной зрелости.
    Прекрасное и Красота не должны различаться в Их все воедино собирающей Причине. Ибо разделяя Их применительно ко всему сущему на причастие и причаствующее, прекрасным мы называем то, что причастно Красоте, а красотой — причастие к делающей красивым Причине всяческой красоты. Сверхсущественное же Прекрасное называется Красотой потому, что от Него сообщается собственное для каждого очарование всему сущему; и потому, что Оно — Причина благоустроения и изящества всего и наподобие света излучает всем Свои делающие красивыми преподания источаемого сияния; и потому что Оно всех к Себе привлекает, отчего и называется красотой; и потому что Оно все во всем сводит в тождество. Прекрасно же Оно как всепрекрасное и как сверхпрекрасное и вечно сущее одним и тем же образом и постоянно прекрасное; "не возникающее и не исчезающее; не возрастающее, не убывающее; не в чем-то одном прекрасное, а в чем-то другом безобразное; ни в одно время такое, а в другое время другое; ни по отношению к одному прекрасное, а по отношению к другому безобразное; ни здесь одно, а там другое; ни кому-то прекрасное, а кому-то не-прекрасное" (Платон, Пир 211 см.), но как Само по Себе с Самим Собой единовидное, вечно пребывающее прекрасным; и как преизбыточно и заранее в Себе имеющее источаемое Им очарование всего прекрасного. Ведь в простой сверхъестественной природе всяческой красоты всякое очарование и все прекрасное единовидно предсуществует как в причине. Из этого Прекрасного всему сущему дано быть прекрасным в соответствии с собственным логосом; и благодаря Прекрасному происходит сочетание, любовь и общение всех; и все объединяется Прекрасным; и Прекрасное есть Начало всего как творческая Причина, все в целом и движущая, и соединяющая любовью к собственному очарованию; Оно и Предел всего, и Возлюбленное - как доводящая до совершенства Причина, ибо ради Прекрасного все появляется; и Образец, ибо в согласии с Ним все разграничивается. Потому и тождественно Добру Прекрасное, что по всякому поводу все стремится к Прекрасному и Добру, и нет ничего такого в сущем, что не было бы причастно Прекрасному и Добру. Слово осмелится даже сказать, что и не сущее причастно Прекрасному и Добру, ибо и оно - Прекрасное и Добро тогда, когда сверхсущественно - по отъятии всего - воспевается в Боге. Это единое Добро и Прекрасное единственно представляет собой Причину всего множества прекрасного и доброго. Из Него - все сущностные существования сущего, соединения и разделения, тождества и различия, подобия и неподобия, общности противоположностей, несмешиваемость объединенного, промысел высших, взаимосвязь равных, обращения низших, свои у всех защищающие их неподвижные обители и пребывалища, и также всех со всеми - с каждым особое - сообщение, приноровление и несмущаемое содружество; и согласованность целого; растворенность в целом; и неразрешимый союз сущего; неиссякаемое преемство возникающего; все состояния покоя и движения, свойственные умам, душам, телам. Ибо покоем всех и движением является то, всякий покой и всякое движение превышающее, что внедряет каждого в его собственный логос и движет сообразно собственному движению».
    http://www.hesychasm.ru/library/dar/tname.htm#gl4.
    К сожалению перевод не совсем удачный: филологический — нецерковный, кажется, Г.М.Прохорова. На сайте не указано чей, но по духу похоже на Прохорова. Явные ляпы подчеркнул. Увы, нет под рукой церковно-славянского перевода. Там просто — песня! Но смысл Дионисиева текста даже в этом «кондовом» варианте достаточно понятен.
    Видимо, и сам Феодор Михайлович Достоевский, и его восторженный персонаж, произнесший: «Красота спасет мир», в первую очередь имели в уме БОГА, говоря о Красоте, как об одном из Имен БОГА…
    Конечно, Дорогой о ГОСПОДЕ Владимир Николаевич, люди, глумящиеся над БОГОМ, глумятся и над Красотой… Но БОГ все же спасает и спасет Россию и мир, СВОЕ творение — Красотой, Добротой, Любовью!
    Царь — Солнце России, Россия — Владыка Вселенной!
    Владыка в смысле Архипастыря, а не диктатора…

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика