Навстречу Поместному Собору

  • Олег Заев     18.01.2009 18:11

    Из книги митрополита Кирилла
    «Слово пастыря. Бог и человек. История спасения». Беседы о православной вере. гл. «О матери Божией». 1999


    «Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии.
    … Покинув этот мир, Она не была предана земле, но тело Ее чудесным образом исчезло — Божия Матерь была принята Своим Сыном с душою и телом в Небесное Царство. И ныне Она пребывает со Христом и неразлучна с Ним. Почитание Божией Матери основывается на изначальном в христианской общине понимании особого значения Пресвятой Девы для спасения человеческого рода, на Ее личной святости, превышающей святость кого-либо из людей, и даже ангелов. Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой. Он был во всем подобен нам — кроме греха. И когда говорится о воссоздании во Христе первозданной природы человека, то имеется в виду то, что Спаситель, получив от Своей Матери непомраченную грехом человеческую природу, не повторил грех Адама, но подчинив Свою человеческую волю воле Божественной, в Самом Себе осуществил первоначальный замысел Творца о человеке, уподобившись Богу, став «вторым Адамом».
    ----------------------------------------------------------------------------

    «Пре непорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха ,завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу и возвеличена Господом как Царица вселенной...» (Катехизис Католической Церкви. 2001. С.238-239)

    В 1854 Пий IX, опираясь на принцип папской непогрешимости, объявил догматом учение о «Непорочном зачатии» (согласно которому на Деву Марию, мать Иисуса Христа, не распространяется проклятие первородного греха).


    Это противно учению Церкви:

    свт. Игнатий Брянчанинов: «Богоматерь по зачатию и рождению Своему соделалась причастницею первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий» (Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери// Аскетическая прповедь. Мн.,2002. С.419)
    «Родившись от праведных родителей, Богоматерь проводила и жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими Ее добродетелями... Несмотря, однако, на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богоматерь... грех и вечная смерть проявляли в Ней свое присутствие и владычество. Доказательство этому видим в Евангелии. Так, до озарения Святым Духом, ум ее, подобно уму апостолов, пребывал в омрачении, и Она не уразумела слов двенадцатилетнего Спасителя, сказанных Ей в храме...
    Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз нисшел на Нее Святый Дух после благовестия, произнесенного архангелом Гавриилом, очистил ее, чистую, по человеческому понятию, соделал благодатно-чистою, способною принять в Себя Бога-Слово... Во второй раз нисшел Святый Дух на Деву в день Пятидесятницы.... Тогда Святый Дух разрушил в ней владычество вечной смерти и первродного греха, возвел Ее на высокую степень христианского совершенства, соделав Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа...» (Указ. Соч. С. 397-399)
    «Паписты, признав Божию Матерь чуждою первородного греха, признали Ее чуждою всякого греха, вполне безгрешною, следовательно, не нуждающейся ни в искуплении, ни в Искупителе. Заграждает уста слепотствующих умом еретиков и фанатиков Сама благодатная Приснодева Богматерь, исповедуя рожденного Ею Бога Спасителем Своим» (Указ. Соч. С.401)

    В пособии по сравнительному богословию Огицкого и свящ. Козлова: «Только после того, как Христос Спаситель пришел, воплотился... пострадал и по Воскресении вознесся на небеса со Своей пречистой Плотию, стало возможно спасение и обожение человека» (Православие и западное христианство. М.,1999. С.93

    св. Иоанн Дамаскин: «Он воспринял все для того, чтобы все освятить» (св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3, гл.20). Т. е. Бог принял человеческую природу падшую, но при этом не воспринял греха. Не воспринял не потому, что не коснулся (Он и не может коснуться его по природе Своей), но потому что очистил Своим сошествием.

    Лосский В.Н.: «Не только человеческая природа, но и то, что было противоприродно - последствия греха, - были восприняты на Себя Христом, Который тем не менее оставался вне первородного греха в силу Своего девственного рождения. Он воспринял, таким образом, всю человеческую реальность, какой она стала после падения, кроме греха: воспринял природу, подлежащую страданиям и смерти» (Лосский В. Н. «Очерк мистического богословия Восточной церкви» Москва. 1991. С.108).

    «…Папская церковь, сорок лет тому назад, опять ввела новшество, установив новоявленный догмат о непорочном зачатии Богородицы и Приснодевы Марии, неизвестный древней Церкви, сильно оспариваемый некогда и более выдающимися богословами из папистов» (Догматические послания православных иерархов. Троице- серг. Лавр. 1996. С.255-256)

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика