Программа "12 шагов" и ее православные адепты

  • Николай.     17.01.2009 19:51

    Прошу прощения, сотрудники редакции «Русской Линии». Поскольку более не намерен писать на этот форум, решил разместить здесь всю оставшуюся информацию, которая может окончательным образом расставить все точки над «i» для толковых и ориентирующихся в наркологии и душепопечении страждущих алкоголиков и наркоманов специалистов.

    Цитата:
      Только сначала небольшой исторический экскурс.  


    Вы снова о противоречивой и абсолютно нецерковной методике Шичко речь завести решили?

    Что ж, придётся напоследок ещё раз выйти в эфир «Русской Линии». Ради повышения вероятности спасения Вашей и схожих с ней заблудших душ готов пойти на это.

    С программой Шичко мы уже разбирались на другом форуме «Русской Линии».

    Только одной фразы достаточно, чтобы понять её суть:
    «Православная аскетика учит нас искоренять страсти, не потакать телесности своей. Психоанализ призывает упиваться страстями, при этом перепрограммировать сознание человека и получать из страстных алкоголиков страстных членов клуба «Оптималист», которые не пьют с такой же страстью, с которой когда-то пили.

    Как можно соединить православную аскетику с психоанализом? И главное – зачем?»

    На этот вопрос, а он задавался многократно, Вы ни разу не посчитали нужным ответить. Уже не буду спрашивать почему. Это и так понятно - истинно верующий православный христианин сразу же даст на него ответ. Но не Вы, поскольку понимаете, что страстных трезвенников в Церкви не может быть по определению, равно как и пристрастившихся к приему алкоголя и/или наркотиков. Но всё же ссылаетесь на единичный опыт Екатеринбурга и Санкт-Петербурга, которые сегодня преобразовали этот метод, наполнив его, что называется, "до мозгов костей", Православием. При этом подчеркну, что он всё же, каким не был опасным для духовного мира, нёс в себе установки на менталитет РУССКОГО человека, в отличие от программы "12 шагов", пропитанной сектантско-протестантским американским духом.

    Цитата:
      Буду признательна, если Вы мне укажете на мои заблуждения. Только предметно, не уходя в сторону, не приводя бесконечных ссылок.  


    Уже столько раз это делал, что даже не знаю, поможет ли Вам это. Что ж, как говорится, для особо одарённых даю ориентир на 2 моих сообщения: Николай. (16.01.2009 22:15) - http://www.rusk.ru/st.php?idar=113665&page=2#form _ и Николай. (17.01.2009 17:46). Там всё подробно расписано.

    Теперь о шагах в этой программе.

    Обратимся вновь к статье священника Максима Плетнёва, поскольку ему удалось наиболее пролно отразить суть разногласий Церкви с "12 шагами":

    «Второй, третий, пятый и одиннадцатый шаги:

    "2. Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

    3. Мы приняли решение препоручить нашу волю и жизнь Богу, как мы Его понимаем.

    5. Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

    11. Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого".

    Еще цитата: "В Анонимных Наркоманах мы решаемся отдать нашу волю и нашу жизнь под защиту Бога, как мы Его понимаем… Нам нет необходимости быть религиозными; любой может принять этот шаг". И еще цитата: "Возьми мою волю и мою жизнь. Веди меня по пути выздоровления". Диву даешься, как можно отдать волю и жизнь Богу вне религии?

    Продолжать можно долго. Вполне очевидно, что перед нами определенное религиозное движение, религиозная практика.

    Почему же создатели этого религиозного движения – "отцы основатели" (как их называют последователи) отрицают данный факт?

    Здесь как мне кажется, по меньшей мере, две причины. Первая – это непонимание (возможно искреннее) создателей сообщества АА, АН и их последователей того, с чем они столкнулись, и непонимание это происходит, по всей видимости, от некоторой богословского безграмотности. Вторая причина (впрочем, это только мое предположение, которое я постараюсь аргументировать) более корыстна. Дело в том, что практически с самого начала своей деятельности АА осуществляют свою практику в государственных учреждениях.

    В 1939 году в психиатрической лечебнице Нью-Йорка возникла первая группа АА в лечебном учреждении. В 1942 году в Калифорнии прошел первый митинг АА в тюрьме. В дальнейшем эта сторона деятельности АА вызвала, в том числе и негативную реакцию, в некоторых случаях вылившеюся в судебные разбирательства.
    Для примера приведу некоторые судебные постановления (все в США):

    1996 г. Седьмой апелляционный окружной суд: Анонимные Наркоманы – религиозная программа и заключенного нельзя обязывать посещать их собрания.

    Постановление Нью-йоркского апелляционного суда: заключенный имеет право посещать альтернативную секулярную программу, обязательное посещение АА нарушает конституционное отделение церкви от государства.

    1997 г. Верховный суд штата Теннеси: заключенного нельзя обязывать посещать собрания АА, потому что АА – религиозная программа, а альтернативной секулярной программы нет.

    Как видим, судебные власти США разделяет вывод о том, что АА, АН – это религиозное явление. Возможно это одна из причин столь упорного отрицания АА, АН своей религиозности.

    Вообще необходимо обратить внимание читателей на то, что дискуссия о духовном содержании движения АА, АН в США ведется достаточно давно и широко, о чем заморские приверженцы 12-шаговой программы не информируют своих российских последователей. Существует целый ряд изданий посвященных этой теме. Например, такие издания как: Charles Bufe Alcoholics Anonymous: Cult or Cure? 1998. See Sharp Press, (Чарльз Буфе "Анонимные алкоголики: культ или исцеление?") или Ken Ragge More Revealed: A Critical Analysis of Alcoholics Anonymous and the Twelve Steps, 1992. (Кен Рагге "Критический анализ анонимных алкоголиков и 12 шагов").

    Итак, мы пришли к выводу, что сообщество АА, АН – это религиозное движение».

    Далее снова цитата из того же труда священника Максима Плетнёва:
    «Отмечу, что религиозный характер общества АА со временем меняется. В начале создания сообщество АА мало, чем отличается от Оксфордской группы, основное отличие в том, что собрание Оксфордской группы для всех, а собрания АА только, для алкоголиков. Сообщество АА вобрало в себя все заблуждения в отношении к Богу, Христу и Церкви, которые присущи Оксфордской группе. В дальнейшем АА данные заблуждения не исправили, а приумножили.

    Происходит отказ от Христа, под термином "Бог" больше не подразумевается Бог Нового Завета. В начале на собраниях АА молились молитвой "Отче Наш", изучали Библию, особое внимание уделялось "Нагорной проповеди". В дальнейшем появляется программа 12 шагов и молитва "о душевном покое". Ранние издания АА (например "Большая книга") были написаны свободным слогом, предлагающим человеку освобождение. Современные издания имеют характер директив, написанных скорее приказным тоном.

    Сама программа 12 шагов возводится в некоторый абсолют, ей практически присваивается свойство богодухновенности: ""Двенадцать шагов" опираются на мудрость и опыт. Их вдохновенный текст можно сравнить с текстом Десяти Заповедей, которые были даны Моисею на горе Синай… И в том и в другом случае человеческие силы были на высшей точке духовного напряжения, когда Дух Божий был рядом, наставляя людей". Неправда ли сравнение впечатляет.

    "Двенадцать шагов" объявляется универсальным средством. Сегодня существуют не только "Анонимные Алкоголики" и "Анонимные наркоманы", но и "Анонимные Переедающие", "Анонимные Курильщики", "Анонимные Сексоголики", "Анонимные азартные игроки", "Анонимные Созависимые" и многие, многие другие "анонимные". Движение "Двенадцать шагов" в буквальном смысле объявляется одним "из величайших возрождающих и обновляющих движений XX века". Из всего выше изложенного сделаем выводы:

    – Вероучение религиозного движения "Двенадцать шагов" – АА, АН выходит за рамки христианского вероучения.

    – Объектом поклонения в данном движении является некая "Высшая Сила".

    – Что или кто именно стоит за термином "Высшая Сила" каждый из участников движения выбирает сам. Отсутствие догм в этом вопросе принципиально (этакий суперэкуменизм).

    – В основе религиозной практике движения "Двенадцать шагов" – АА, АН лежит личный религиозный опыт (не огражденный догматами) и подчинение смутной "Высшей Силе". (Данная практика может привести к глубоким духовным повреждениям.)


    И что, Вы предлагаете, несмотря на это, продолжать внедрение программы «12 шагов « в православное душепопечение? Тогда Вы не можете иметь никакого отношения к Русской Православной Церкви, ибо желаете Ей повредиться, приняв в своё учение этот духовный вирус, аналогичный по степени опасности с телесным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), неизбежно с течением времени переходящего в смертоносный СПИД (синдром приобретённого иммунодефицита).

    Приведенная в одном из абзацев моего ответа Василию Ч. (Николай. 17.01.2009 17:46), Вам нужно прочесть всего лишь одну цитату, чтобы прекратить задавать одни и те же вопросы:

    « Из православных людей никто не сомневается в том, что злоупотребление спиртными напитками – грех. Многократно повторяемый грех переходит в страсть, в данном случае – в пьянство, которое со временем приводит к болезни – к алкоголизму. Заметим, страсть порождает болезни, а не трансформируется в болезнь. Стало быть и страсть, и болезнь сосуществуют. Поэтому уверения «АА» в том, что алкоголизм всего навсего болезнь – это опасное заблуждение, которое существенно мешает людям избавиться от этого греховного недуга. Ведь самой действенной терапией будет та, которая направлена на устранение причины возникновения заболевания, а не на его механизм развития или симптомы».

    Всё. У православного человека, а уж тем более супруги священника вопросов больше возникать не должно. Если они возникают, это уже проблема несколько иного рода. В таком случае помочь Вам я не в силах.

    Цитата:
      Когда Вы читаете лекции, Вы же говорите своими словами, а не предлагаете ссылки на страницы Инета.  


    Когда я читаю лекции или пишу статьи, я ссылаюсь на АВТОРИТЕТНЫЕ ЗАСЛУЖИВАЮЩИЕ ДОВЕРИЯ НАУЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ И (если дело происходит в семинарии) НА МНЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОСВЕЩАЕМЫМ МНОЙ ВОПРОСОМ, А ТАКЖЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ. За словами и письменами любого из сторонников распространения опыта работы программы «12 шагов» по России и в Русской Православной Церкви стоят лишь ЕДИНИЧНЫЕ ссылки на таковых. Да и то, подавляющее количество из этих людей среди коллег не считаются авторитетами и корифеями. Думаю, я ясно выразился.

    Всех благ на пути познания Истины. Прежде чем заниматься душепопечением алкоголиков и наркоманов, подучитесь сначала в медицине и богословии. Но поскольку это в Вашем не вполне студенческом возрасте вряд ли возможно, займитесь лучше рождением и воспитанием детей. Это куда важнее в нынешних демографически тяжёлых для страны условиях, нежели продолжать нести в народ ложные вредоносные идеи. В Ваших руках скальпель хирурга легко может превратиться в кухонный нож мясника с соответствующими губительными для пациентов последствиями. Отвечать после сами знаете пред Кем придётся…

    Пора заканчивать дискуссию. Сколько можно играть в непонимание, Ксения? Прекратите, иначе приходится грешным делом думать об отсутствии у Вас уровня интеллекта, достаточного для протекания аналитических психических процессов. Другой вариант, о котором думается всё чаще – Вы играете на стороне сил, жаждущих во что бы то ни стало уничтожить Церковь, исказив Её основополагающие понятия о грехе, страсти и болезни.

    Конец диалога. Далее пишите, что хотите. В Новосибирске нынче дел невпроворот – много писанины (готовлю статью для журнала «Наркология»), а завтра ещё вставать на воскресную службу. С Богом!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика