Памяти Григория Ефимовича Распутина

  • С. Прокофьев     28.02.2007 22:46

    Иеромонаху Арсению (Железнову)

    Из допроса Анны Вырубовой (Танеевой) Следственной комиссии в Петропавловской крепомсти, весна 1917 г.
    Пред-ль: Когда ... в вашу жизнь вошел Распутин?
    А.А.Вырубова: Я с ним познакомилась в вел.кн. Милицы Николаевны ... в 1907 г. в год моей свадьбы.
    ...
    П: Что же он произвел на вас сильное впечатление?
    В: То есть я не знаю. Она мне говорила, что он апостол. Думаю, что особенно впечатления не произвел, не особенное, он говорил о Боге, я его спрашивала совета насчет того, как, выйти ли мне замуж. Он говорил, что очень хорошо. Советовал мне, и я тогда вышла замуж. Это было за несколько дней до моей свадьбы.
    П: Но когда у вас завязались более тесные отношения с Распутиным? Ведь вы не будете отрицать того, что были горячей поклонницей Распутина?
    В: Вы сказали "горячей поклонницей" - это слишком много. Во всяком случае он умный человек, мне казалось - самородок. И я любила его слушать, безусловно, я не отрицаю. Я видела, когда к нему приезжала, как он принимает всевозможных людей, разговаривает, я любила смотреть на это. (Надо сказать, что А.А. Вырубова сама на свои средства открыла госпиталь для раненых на войне солдат, работала в нам и также вела приемы нуждающихся. В 1915 г. она попала в страшную ж/д катастрофу и после этого долго не могла ходить. С.П.)
    П: Это ведь не был интерес холодного наблюдателя. Это был интерес женщины, которая захвачена его идеями?
    В: Нет, захваченной я никогда не была.
    ...
    П: Так, что это не верно, что вы были его горячей такой сторонницей, почитательницей, приверженницей?
    В: Нет, наверное. Конечно, я интересовалась им, потому что он был интересен, но истерического кого-то поклонения - этого нет, это я, безусловно, отрицаю.
    ...
    П: Когда вы стали интересоваться особенно и были захвачены религиозными вопросами и настроениями?
    В: Я всегда верила в Бога. Никогда особенно, как мать моя говорили мне, что сказали в "Новом времени", что я нахожусь сейчас в религиозном экстазе. Мы смеялись над этим. Я говорю, никакого религиозного экстаза у меня нет. Я верю в Бога как все православные женщины. У меня было много горя, мой муж сошел с ума, при дворе жизнь была совсем нелегкая.
    П: Почему ваша жизнь была нелегкая?
    В: Потому что вообще жить при дворе нелегко. Вы думаете легко?
    П: Почему нелегко?
    В: Потому что вообще мне завидовали, что меня любили. Вообще православному человеку трудно жить там. Масса зависти, клеветы. Я была проста, так что я в эти 12 лет, кроме горя почти ничего не видела.
    (Похожие испытания при дворе выпали и на долю Распутина, как и на всех православных людей при дворе, как и на царскую семью, которая была вынуждена уединиться от двора, что многим не нравилось. Подобной клеветой о Вырубовой, Распутине, императрице было отравлены большинство жителей Санкт-Петербурга, в т.ч. эта клевета частично повлияла и на многих церковных иерархов, как, и на вл. Феофана (Быстрова), и на вл. Венниамина (Федченкова) С.П.)
    П: Вы были в переписке с Распутиным? Вы писали ему, он писал вам?
    В: Нет. Потому что он был безграмотен. Так что если писал, то только телеграммы.
    П: Но вы ему писали. Не потому, что он был безграмотен?
    В: Писем, безусловно, я ему не писала. Потому что - что же писать письма: он их не читал, давал посторонним, что не особенно приятно.
    П: Но а он вам писал?
    В: Телеграммы. Да я говорила, что у меня так: если когда болезнь бывала сестры, или брата, или моя, я писала ему телеграммы, чтобы он помолился. Или если что-нибудь особенное в семье, тогда я ему писала и получала ответы от него, телеграммы. Телеграммы эти должно быть я все выбросила.
    ...
    П: Чем же вы его считали: пророком, святым, Богом? Чем же вы его считали?
    В: Нет, не Богом, не пророком не святым. А вот считала, и отец Иоанн считал, что он, как странник, может помолиться.
    П: То есть вы относились к нему, как обыкновенному странник?
    В: Да, знаете, как в деревне. Я несколько таких видела. Кормили их, просили их помолиться.
    П: Вы утверждаете, что Распутин в Вашей жизни не играл ни какой роли?
    ... В смысле веры вашей, ваших взглядов.
    В: Никакой особенной роли не играл. В смысле веры моей - никакой решительно.
    П: А в жизни царской семьи?
    В: В их жизни? Какую же роль играл он? Они также верили ему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, именно: они страшно ему верили, что он может помолиться.
    (Очень сильное утверждение, особенно, если учесть, что оно дано на допросе перед врагами царской семьи, в ситуации, когда любое слово в их поддержку могло стоить А.А. Вырубовой смертью. А.А. Вырубова, сама мученица, свидетельствует, что царская семья, ныне причисленная к лику святых, ставила Григория Распутина в один ряд с Иоанном Кронштадтским, ныне также причисленного к лику святых. Это свидетельства много стоит. С.П.)
    Я сама ему верила, и вся наша семья верила, и когда у них горе было, так всегда, во всяком горе, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться.

    Полностью текст допроса, как и другие документы и воспоминания А.А. Вырубовой (Танеевой) опубликованы в книге "Верная Богу, Царю и Отечеству", Санкт-Петербург, 2005

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика