Церковь и общество
- Непомнящих Игорь
12.01.2009 19:34
"личного (индивидуального) спасения предстоящей пред Богом души"
Из этой фразы ясно видно, что Вы смешиваете понятия личности и индивида, т.е. природы человека. Это смешение лежит в основе многих ересей. Церковь обращается к личности человека, которая к природе не сводится. Это же непонимание различия природы и личности видно и во фразе:
"отказавшись от всеобъемлющей задачи (преображение общества) и перейдя к частной (спасение личных душ)".
Но личность не часть, а целое. "Если мы обратимся теперь к людям, сотворенным по образу Божию, то сможем обнаружить, исходя из троического догмата, общую природу во многих тварных ипостасях. Однако в результате падшего мира люди стремятся существовать, взаимно исключая друг друга, самоутверждаясь, каждый противопоставляя себя другим, то есть разделяя, дробя единство природы, присваивая каждый для себя часть природы, которую моя воля противопоставляет всему тому, что не есть я. В этом аспекте то, что мы обычно называем человеческой личностью, является не подлинной личностью, а частью общей природы, более или менее подобной другим частям, или человеческим индивидуумам, из которых состоит человечество. Но как личность в ее истинном значении, в богословском значении этого слова человек не ограничен своей индивидуальной природой; он не только часть целого – каждый человек потенциально содержит в себе целое,… ипостасью которого он является; каждый представляет собою единственный и абсолютно неповторимый аспект общей для всех природы» (В. Лосский «По образу и подобию», М., Издание Свято-Владимирского братства, 1995). Поэтому обращение человека к Богу возможно только при обращении к его неповторимой личности. Это обращение к личности происводится или непосредственно Богом, или же Богом через духовного человека. Все остальное делает уже сам человек. Поэтому в православном человеке понимание разрастается в пределах веры. (Это у католиков вера разрастается в пределах понимания). Поэтому никакая социальная деятельность не может привести человека к Богу. Должно быть наоборот. Поэтому тщетно искать в православии какую-либо социологию. ("Тщетно ищет отец Конгар в догматическом предании Восточной Церкви какую-то церковную социологию..." (В. Лосский "Очерк мистического богословия Восточной Церкви", М.,1991, с. 132). Например, православная наука (как и всякая детельность человека, например, социальная) это путь познания уже верующего человека, а не путь познания к вере. В первом случае человек пришел к Богу Авраама, Исаака и Иакова, во втором случае человек может придти только к Богу ученых, философов, социологов и др.. Тщетность католического богословия показывает современное состояние Европы, которая сегодня отказалась от христианства как своей цивилизационноц основы. Поэтому не призывайте Россию идти к такому отказу.
|