Церковь и общество
- Алексей Поповкин
11.01.2009 14:03
Александр Молотков пишет: "Несмотря на видимое историческое торжество Церкви, общественная жизнь развивалась по линии собственной социально-исторической инерции, сохраняя свое несовершенство (часто еще языческое) со всей неумолимостью эмпирического детерминизма. По существу именно здесь, в общественных формах бытия как внешнем относительно Церкви мире, была локализована и сохранялась вся масса («традиция») человеческого греха, которая как историческое наследство языческого мира продолжало довлеть над христианским обществом. Церковь же, занятая внутренним историческим становлением (борьба с ересями, выработка догматики, отношения с властью и т.д.), во всю свою историю не имела достаточно духовных и властных сил для серьезных попыток вмешательства в общественное бытие для уменьшения в нем влияния греховного (языческого) начала". Не вполне понятно, о каком обществе идёт речь. Уже с позднеантичного времени взаимодействие Церкви, государства и общества в западно-христианской и восточно-христианской цивилизациях шло по различным, всё более расходящимся направлениям. И говоря о Византии, следовало бы для начала перечитать труды В. Е. Вальденберга, К.В. Хвостовой и И.С. Чичурова. Мнение Владимира Соловьёва о Византии (отрицательное) сформировалось в тот период развития русской византинистики, когда она только-только начинала приходить к самостоятельным выводам, избавляясь от влияния Фальмерайера и других "антивизантинистов". Сегодня можно считать научно установленным факт существования в период Средневековья Византийской цивилизации, в которой ВСЕ сферы общественной жизни находились под ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ влиянием Православия - и прежде всего политика и (не удивляйтесь!) экономика. Законодательство Василия Македонянина, Романа Аргира, Иоанна Дуки Ватаксиса защищало интересы трудящихся. Византийские Императоры старались не допустить чрезмерной эксплуатации крестьянства и ремесленников землевладельцами и ростовщиками. При Ватаксисе ( XIII век) Византия ( Никейская Империя) была "крестьянским Царством"(Ф.И.Успенский) . Война крестоносцев ( прежде всего - ростовщической Венеции) против Константинополя в 1203-1204 годах была столкновением предкапиталистической цивилизации и Византии, для которой капиталистическое искажение общественной жизни было неприемлемо. Попытки утверждения предкапиталистических отношений в Византии и позднее ( 1340-1350 е гг.) не увенчались успехом, приведя лишь к гражданской войне и ослаблению государства.
Также не могу согласиться с утверждением А.Молоткова о том, будто бы "вопрос о «симфонии» так и не приобрел в исторической Церкви своего законченного догматического оформления, оставаясь своего рода формой общественного договора между Церковью и мирской властью для более сносного сосуществования двух качественно различных миров". Принцип Симфонии Церкви и Царства имеет и догматической, и каноническое измерение. Протоиерей Валентин Асмус пишет, что Св. Юстиниан ( автор Шестой новеллы - о Симфонии), говоря о священстве и царстве, имеет в виду соотношение сил внутри Церкви, однако точно так же можно сказать, что речь идёт о соотношении сил внутри Империи, поскольку Юстиниан уравнял светские законы и церковные каноны. Также отец Валентин связывает новеллу с догматом о двух природах во Христе, защитником которого и был Юстиниан. (Асмус В.,прот. Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого)// Исторический вестник, М- Воронеж,1999, №2, с.90). Император Иоанн Комнин писал папе Григорию: «Эти две господствующие в мире власти [ священство и царство – А.П.], хотя разделены и различны, но действуют к обоюдной пользе в гармоническом соединении ( симфонии), вспомоществуя и дополняя одна другую. Они могут быть сравнены с двумя сёстрами – Марфой и Марией, о которых повествуется в Евангелии. Из согласного обнаружения этих властей проистекает общее благо, а из враждебных отношений великий вред». Именно общее благо, достижение Святости - цель Симфонии, а вовсе не просто "сносное сосуществование". Так как государство, на подобие человека, состоит из частей и членов, то наиважнейшими и необходимейшими членами являются Царь и Патриарх, почему мир и благоденствие подданных и зависят от единомыслия и согласия царской и патриаршей власти… В законодательстве Х века Царь рассматривается как законная главенствующая власть, являющаяся общим для всех подданных благом… Одной из главнейших задач царской власти является сохранение и умножение общественных сил. Конечное назначение царской власти состоит в том, чтобы творить добро, почему царь и называется благодетелем. Когда деятельность царя относительно творения добрых дел ослабевает, то самая природа царской власти извращается (Эпанагога, титул второй, главы 2 и 3). Царь есть судия и хранитель Божественного и светлого права, всего того, что написано в Священном Писании, что установлено как догмат семью Вселенскими Соборами и что определено римскими законами. Наконец, наиважнейшею обязанностью царя признаётся защита правоверия и благочестия… В главе 5 титула второго подробно определяется как царь должен веровать в Святую Троицу, как исповедовать воплощение Господа нашего Иисусу Христа и соединение во Христе двух природ, божественной и человеческой, и, соответственно этому, двух воль и двух потенций. Царь между всеми должен выдаваться своею ревностью о Боге… Царь, по отношению к подданным, пользуется неограниченной властью, но власть эта находит предел в религиозном и нравственном законе, установленном Верховным Законодателем и Судиею, Христом…( Сокольский В.В. О характере и значении Эпанагоги. // Византийский временник. 1894. Т. 1., вып. 1). Именно Византия ,Славянство и Доевняя Русь должны быть для нас ориентирами. А западное понятие "социализма" следует заменить на более цивилизационно близкое- например, "симфоническое общественное устройство".
|