Выполнит ли Россия, Русская Церковь миссию в мировой истории?
- Константин О.
06.01.2009 09:38
Уважаемый Игорь Анатольевич,
"В статье я писал, что Востоком в целом движет сердце, а не воля или разум. "
С этим я как раз и не согласен. Не могли бы пояснить где, как и почему. Из опыта общения с разными людьми и народами и из знания истории Востоку никак нельзя приписать излишнюю сердечность. Отличительной чертой Востока является хитрость, коварство и материализм - это скорей качества падшего естества, и ума и сердца, чистого сердечного здесь немного. Короче этот тезис мне кажется натянутым. Я неслучайно обратил на это внимание так как все рассуждения о уме и сердце мне кажутся смутительными.
"Действительно, именно ум соединяется с благодатью, полученной в крещении; именно он вводит благодать в сердце – средоточие человеческой природы"
А вот что пишет к примеру Никодим Святогорец
"Сердце является и вышеестественным центром, поскольку вышеестественную благодать Божию, даруемую нам во Святом Крещении, мы приемлем в сердце, чему находим подтверждение во Святом Писании. Так Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17,21), и апостол Павел: …посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша вопиюща: Авва, Отче! (Гал.4,6), и в другом месте: …любы Божия излияся в сердца наша (Рим.5,5). Так и святой Диадох пишет: "Я из Божественных Писаний постиг, что до Крещения благодать извне к добру склоняет душу, а сатана гнездится в глубинах сердца, с момента же пакирождения вне становится диавол, а благодать - внутри"." Т.е. благодать в сердце вводит Бог, а не ум. Также и очищение ума и сердца совершается через покаяние и молитву Духом Святым, а не умом как таковым.
В принципе все рассуждения о "плохом" сердце и "хорошем" уме мне кажутся умствованием. Т.е. Вам близок этот подход т.к. Вы ученый. Человеку неграмотному и спастись нельзя получается.
"Третий этап православного естествознания большей частью выходит за пределы этой жизни. В этой жизни его достигают только святые. Их молитвами то и держится мир до сих пор. Большинство же доходит до него в той жизни. Но цель человека – преображение всего мира. "
Этот никак не следует из Евангелия. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его. " Мф. 6, 33 "Царствие Божие внутрь вас есть" Лк. 17,21
Что мы знаем о той жизни? В Евангелии мы читаем о скрежете зубовном или о том, "око не видело, и ухо не слышало, и не приходило то на плотское сердце (1 Кор. 11, 9)".
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали" (Откр. 21, 1)" Это Откровение, его не брались толковать даже святые отцы, однако в святоотеческой литературе встречается упоминание о том, что земля свернется. К примеру "Когда же пройдет этот образ и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет новое небо и новая земля, на которой будет пребывать новый человек. Святитель Ириней Лионский (113, 682)." И нигде не указано, что задача человека спасать мир или преобразовывать его, мир, который погибнет. Получается, что люди должны вместо спасения себя заняться спасением мира через спасения себя, если я правильно понимаю. Есть ли у нас на это время?
"Для мирян в вопросах взаимоотношения ума (духа) и сердца первенство ума должно быть однозначно. Мирянин не может замкнуться в сердце, а в миру сердце без ума слепо и поэтому в миру именно сердце открыто для соблазнов. Св. Исаак Сирин в этом случае мог поступить просто – нисколько не думая всегда бежать от мира. Задача мирянина труднее и сложнее. И именно здесь сегодня основная задача Православия, а не в монастыре. Хотя и восстановление монастырской жизни, какая была в Оптине до революции, – тоже очень важно (для РПЦ это вообще самая важная задача) и вокруг таких монастырей и должны создаваться православные научные центры."
Категорически не согласен. Читаем у св. Игнатия "Не любит преступник - наш ум - темницы молитвенной - ему нужна безумная свобода, с насилием надо влечь его в узы - без того ему не укротиться. В свое время, когда он возвратится к здравому смыслу, сделается тих, как ангел, выйдет ему навстречу сердце со всеми душевными силами, как с чадами, со всеми телесными способностями - и бывает мир дому тому, святой мир от Пресвятого Господа, велий праздник обновления и воскресения." И монахи и миряне спасаются подвигом, через покаяние, непрестанную молитву, сокрушение сердечное. ("Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит") Тем не менее монашеский подвиг на порядок сложнее т.к. истинный монах вступают в невидимую брань не только со своей природой, но и с "духами злобы поднебесной". Миряне же все больше борятся с себе подобными.
Ну вот вкратце все.
во Христе Константин
|