Об участи младенцев, умерших некрещеными
- Братуха-Простолюдинъ
04.01.2009 04:17
*таких примеров, как Вы привели множество, ...Такое богословие, как у великомученицы Екатерины, должен являть каждый христианин...Я же говорил о богословии в несколько ином ключе.*
Я понимаю, дорогой брат, о каком богословии Вы ведёте речь. Примеров, свидетельствующих о том, что женщина может стать законодателем в богословской науке, действительно нет. Да их и не может быть. Основоположниками духовных истин могли быть только Святые ОТЦЫ. Те тончайшие богословские нюансы, которые затрагивались и разрешались ими на Соборах, никак не могли быть разрешены с помощью падшего человеческого ума, тем более - женского. Духовное разумение, которое они получали от Господа, даровано было им в соответствии с той миссией, к которой они были предопределены Самим Господом. Используя свои великие духовные дары на благо Церкви, Святые Отцы тем самым утверждали православные истины и посрамляли еретическое кривоверие. Женщины столь великих даров стяжать в Церкви не могли, как не могли они получить и дар священства. Сие - Промысл Божий и в силу этого обсуждению не подлежит. Однако в вопросе о допустимости женщин к богословской полемике есть другой аспект. Если женщина способна к постижению богословских премудростей, которые нам сформулировали Святые Отцы, то прежде чем пуститься в бурную полемику с мужчинами по богословским вопросам, она ОБЯЗАНА изучить богословие по Святым Отцам, и только тогда она может кротко напомнить мужчинам о богословских аргументах Святых Отцов. Если она способна на такую умственную и духовную деятельность, то пусть дерзает. Если же она в качестве "богословского" аргумента цитирует сомнительные измышления своих современников или свои собственные умозаключения, то её вполне справедливо (и даже милосердно) будет попытаться привести в чувство цитатой из ап.Павла: "Женщина в Церкви да молчит!". Я потому и привёл пример богословской полемики св. Екатерины с языческими мудрецами, что он был уникален тем, что одна женщина-христианка смогла переубедить "собор" богословов-язычников. Но к этой миссии, как и к мученичеству, она была предназначена Самим Господом. Вы всё же немного не правы, когда говорите, что "таких примеров, как Вы привели множество, ...Такое богословие, как у великомученицы Екатерины, должен являть каждый христианин...". Я позволю себе возразить Вам, что именно таких примеров не множество, пример богословской полемики св.Екатерины уникален. Мучеников-множество, свидетелей веры - тоже. А вот с Вашим утверждением, что "такое богословие, как у великомученицы Екатерины, должен являть каждый христианин...", не соглашусь, так как не каждая женщина, и даже не каждый мужчина МОЖЕТ явить такое богословие, даже если они святые и даже мученики. От каждого требуется свидетельство веры, но только св.Екатерине Господь доверил миссию обращения БОГОСЛОВОВ-язычников. И доверил ей потому, что она как почти никто из её современников познала тонкости эллинской мудрости. А когда сия мудрая дева обратилась ко Христу, то именно эти её обширные и глубокие знания соделали её, как сейчас выразились бы, профессором по сравнительному богословию и апологетом христианства. Этим-то богословским даром она и обратила ко Христу мудрых эллинов, аргументированно доказав им заблуждения языческого богословия. Однако уникальность подобного богословского дара у женщины является исключением из правила, которое тем более подтверждает правило. Потому лучше, если женщина молчит в чисто богословской полемике, а если уж она обладает, как ей представляется, богословским даром, то пусть использует его для обращения неверующих или не окрепших в вере, но пусть не дерзает спорить по серьёзным богословским вопросам там, где и достойные представители церковного богословия пока не могут прийти к единому мнению.
|