Обратная сторона победы
- Дмитрий Соколов
02.01.2009 13:29
Приветствую всех! Прежде всего, разрешите поздравить редакцию РЛ, а также всех посетителей сайта и форума с грядущим Светлым Праздником Рождества Христова и Новым годом (кого с прошедшим, кого с грядущим - 13.01.)! Также хотелось поблагодарить редакцию за то, что опубликовали эту статью, также как ранее опубликовали другие мои опусы, особенно первые, которые были так сказать «пробами пера» в жанре исторической публицистики. С большим интересом прочитав вступительное слово редакции к настоящему очерку, все же считаю необходимым высказать свое мнение. -Касаемо «ошибочности» методологии освещения проблемы советских репрессий в годы войны. Сами по себе репрессивные меры, применяемые в той обстановке - возможно, вполне адекватны для каждого государства, подвергшегося иностранной агрессии. Достаточно вспомнить о предложениях генерала Корнилова по восстановлению дисциплины и боеспособности в армии - по сути, речь шла о таких же заградотрядах. Загрядотряды использовались и гитлеровцами, особенно в последние годы, когда моральный дух войск с каждым днем становился все ниже. Аналогичные мероприятия применялись и во Франции, и в Англии. Однако в условиях многолетнего непрекращающегося массового террора, физического истребления совести нации массовые репрессии советской стороны в годы войны с их перехлестами и «перегибами» были закономерны. Говоря проще: людей уничтожали в мирное время, так с какой стати к ним станут относится гуманно с началом войны? Репрессии советской стороны - это не средство «наведения порядка в стране», а метод государственного управления. Жестокость, возведенная в ранг государственной политики. Возможно ли управлять иными средствами, в стране, где тебя изначально почти никто не поддерживает, а вся власть держится на страхе, лжи и обмане? Когда сама идея противоестественна и преступна? Ответ очевиден. При написании данного очерка автору приходилось то и дело смягчать общий фон повествования, опуская различные факты. Как одного по доносу расстреляли за то, что он якобы не соблюдал светомаскировку, как людей на 8-10 лет отправляли в лагеря за одно неосторожное слово. Некоторые моменты просто не были включены в очерк из-за невозможности установить доподлинно, что случилось. Так, первоначально в статью планировалось включить вопрос об «эвакуации» тюрем - «по первой категории»: когда уголовников отпускали, а остальных - пачками в расход. И гитлеровцам, которые занимали города один за другим - оставалось только использовать это как пропаганду. В Крыму расстрелы узников тоже были, но точных документов подтверждающих это, выявить пока не удалось. Хотя определенные разговоры на эту тему есть (что в Симферополе около 200 расстреляли перед приходом немцев) но это пока непроверенно. Доподлинно установлен факт, что большую часть узников эвакуировали в Иркутск. Однако и расстрелы тоже были. -Касаемо того, что не надо подходить с довоенными мерками к военному времени, а также, что гр. война якобы в 1941 г. кончилась - факты свидетельствуют об обратном. «Довоенный» период - это, по сути, та же война, только власти против народа. Власти безбожной и антирусской. Или - как: репрессии того периода - преступление, а репрессии времен войны с внешним врагом - «необходимая мера»? Я открою страшную тайну: в 1941 г. немцев ждали. Это не голословное утверждение, эти настроения фиксировались и в сводках НКВД накануне войны и в начале ее. В тех условиях каждый делал свой выбор: одни считали Советы меньшим злом и шли в партизаны или в армию, другие - не в силах простить этой власти расстрелянных, сосланных, заморенных голодом родственников, собственных искалеченных жизней - шли на сторону вермахта. И те, и другие в итоге оказались жестоко обмануты. Отдельно хотелось бы сказать несколько слов по персоналиям, упоминаемым в настоящей работе. Все лица, пострадавшие от репрессий НКВД, ВТ и СМЕРШ в годы войны на территории крымского полуострова, - начиная от несчастной Агафьи Лопатиной и заканчивая Журавским и Калустьяном - реабилитированы, причем последние двое еще в советское время. То есть сама власть признала, что эти люди пострадали безвинно. Что же касается непосредственно самой А. Лопатиной, то ее реабилитировали только в 1993 году. Потом, если говорить конкретно о судьбе упомянутой в статье Агафьи Лопатиной - то ее позиция понятна. Как бы Вы относились к власти, если б у Вас на 10 лет ИТЛ по бредовому обвинению осудили мужа (жену, отца, мать, брата), а в отношении Вас самих постоянно проводили кампанию травли? Ведь думаю не нужно упоминать, какое отношение в обществе культивировалось к людям, у которых по 58 ст. был осужден кто-то из близких. Так за что этой женщине было любить эту власть? Следует также сказать, что людей, подобных этой женщине - расстрелянных либо отправленных в лагерь даже не за высказывания, а просто по доносу и без реальных на то оснований - по всей стране были тысячи. Это сейчас легко все представить - мол, предатели - и все. Но ведь это первые военные месяцы. Немцы еще не успели проявить себя с худшей стороны. У многих была надежда, и это факт. Они войну и проиграли из-за своей русофобской политики. (Известны случаи, когда даже иные евреи не хотели эвакуироваться, т.к. не верили сталинской пропаганде о том, что немцы их будут уничтожать). Я понимаю, что период 1941-1945 гг. незаживающей раной проходит через многие поколения. Любая негативная оценка его воспринимается болезненно. Однако помнить и знать нужно не только о подвиге, но и об оборотной его стороне. Сейчас существует целая индустрия книг о ВОВ, где расхваливаются победы оружия, но мало что говорится о страшной цене, которую людям за них пришлось заплатить. При этом победа над врагом используется для оправдания и довоенных преступлений режима, и послевоенных. Эта история, в особенности региональный ее аспект (Крымская эпопея) еще по-настоящему не написана. Эта статья является всего лишь попыткой осветить период ВОВ в Крыму с неизвестной читателю, замалчиваемой стороны. В дальнейшем, набрав необходимое количество нового материала, я собираюсь развить эту тему, возможно, написать по ней книгу. В статье же я насколько мог, расставил акценты, чтобы определить свое отношение к проблематике, и намеренно не стал касаться ряда щекотливых моментов – таких как коллаборационизм (отнюдь не только татарский, но и русский), расправы над советскими (в Севастополе действовало несколько лагерей смерти) и немецкими (резня раненых под руководством Льва Мехлиса в захваченном лазарете в Керчи в 1942 г. ,когда на время город был освобожден – потом в ответ на это нацисты расстреляли несколько тыс. мирных жителей) пленными, и, самое главное – трагедия мыса Херсонес, когда советские войска по сути, были оставлены на погибель.
|