Обновленчество под маской "миссионерства"
- Виталий Койсин
31.12.2008 17:25
Re: Владимир Дмитр. 31.12.2008 15:28
Тоже не согласен с Вашим сомнением в благодатности ц.-сл. языка, но дело тут даже не в том.
Методологическая ошибка спора в том, что мы определяем суть обновленчества из его названия. И, как страрообрядцы, встаём бетонной стеной на пути любых изменений. Но ведь при сколь-нибудь внимательном взгляде на историю Церкви понятно, что формы обрядов, церковное искусство, применение канонических норм и т.п. непрерывно менялись. В том числе и наше богослужение непрерывно русифицировалось. Ведь когда-то у нас и проповеди читались на церковнославянском, да ещё по книжкам, по лучшим образцам древних проповедников. А если сейчас священник прочтёт проповедь по ц.-сл. по бумажке, то это будет странно даже для самых консервативных прихожан :-) За пару сотен лет уже привыкли к тому, что целая часть богослужения перешла на русский язык. И мир не рухнул :-) Традиция - это ведь не статуя, а нечто живое и развивающееся... (хотя, как всё живое, не любящее резких реформ и, тем более, "реформ ради реформ")
Спор с "обновленцами" по поводу "обновлений" - это бой на второстепенных участках фронта, причём часто сопровождаемый стрельбой по своим же солдатам. Редколлегия "Благодатного огоня", на мой взгляд, идёт по этому ложному пути. Это как во времена отпадения Рима спорили об опресноках, постах в субботы и т.п. А суть-то дела не в том...
Суть обновленчества - в искажении приоритетов в вере. В том, что личное мнение, личный духовный опыт и идеи ставятся выше традиции, выше Церкви. Это подобно практике многих протестантских общин с их переписыванием Библии "на потребу дня" и т.п. И это не только либеральная тенденция. У крайне правых "ревнителей благочестия" тоже, по сути дела, такой менталитет...
|