Выполнит ли Россия, Русская Церковь миссию в мировой истории?
- Олег Волков
29.12.2008 23:06
Игорь Анатольевич, насколько я могу судить, при всем различии разума и рассудка их объединяет то, что оба они основываются на опыте . Только если рассудок обобщает многократно повторяемый опыт, который ему дают плотские органы чувств, то пищей для разума является уникальный опыт сердца, которое является "рабочей храминой" души. И только если "благодать овладевает всеми пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами". Там же у Лосского написано: "познание есть личный и сознательный опыт вещей духовных, оно - гносис... Святой Максим Исповедник говорит, что созерцание без делания, теория, не основанная практикой, ничем ни отличается от воображения, от эфимерной фантазии...". Так что разум может стать духовным только если по благодати Божией сердце пробуждается для духовной жизни. В противном случае он так и остается душевным, хотя уже и не являясь рассудком. Наглядный пример этому теософское учение Блаватской, которое совершенно не являясь рассудочным в то же время наглядно являет весь тот ад, который царит в ее сердце. Ее разум не только не стоит на страже чистоты ее сердца, но наоборот тем более губит его, отравляя ядом гордыни за добытое "тайное" знание. Так что, на мой взгляд, духовное пробуждение сердца и кропотливая работа по его очищению не теряют своей актуальности и для мирской жизни. Хотя акценты в конкретной практике конечно должны быть другими. Возможно недостаток молитвенного сосредоточения должен компенсироваться искренним стремлением к практическому милосердию. Своих сил (т.е. без Бога) человеку в любом случае не хватит как в мирской суете, так и в отшельническом обстоянии. Так что жестокость мирской жизни должна только обострять наше чувство "невидимой брани" и побуждать нас усерднее и чистосердечее возлагать в молитвах свое упование на милость Божью.
|