Грех против Церкви

  • р.Б.Димитрий     29.12.2008 22:50

    "Православное вероучение допускает симфонию властей только лишь в купе с Православным Государем(но не с президентом или генсеком КПСС). Все иные формы видимых симфоний возможны лишь за счет компромиссов Церкви"
    Смелое заявление.А как на самом деле учит Церковь?
    В России среди православных христиан сейчас чрезвычайно широко распространилось мнение о том, что монархия в принципе является единственной угодной Богу формой правления, а самодержавие – единственным согласным с Божественной волей политическим режимом.
    Аргументировать точку зрения об исключительной богоугодности только монархии и самодержавия какими-либо ссылками на Священное Писание нельзя. Напротив, Библия однозначно свидетельствует об обратном. Например, при учреждении монархии в Израиле имело место следующее событие: «не понравилось… Самуилу, когда они (представители иудейского народа) сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:6–7). Бог в Священном Писании прямо говорит израильтянам: «Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял в негодовании Моем» (Ос. 13:11). В то же время государственный строй надлежащим образом организованной власти народа (республики) удостоился в Библии весьма возвышенной похвалы (1 Мак. 8:1–16).
    Равным образом сторонники богоугодности исключительно монархии и самодержавия не могут опереться и на решения церковных Соборов.
    Не имея возможности найти доказательств такой позиции в Священном Писании и решениях Соборов, ее сторонники обычно приводят высказывания православных святых, стремясь доказать, что практически все они поддерживали лишь монархическую форму правления и самодержавную власть.
    В качестве подобного рода доказательств обычно приводятся высказывания русских святых XIX – начала XX века Филарета Московского, Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Владимира Киевского, Макария Московского, Андроника Пермского, а также Иоанна Кронштадтского. Неужели наши русские святые все как один были твердыми монархистами, сторонниками самодержавия и ненавистниками республиканского строя и демократии?
    Да нет же. Первоновомученик Российский Владимир, митрополит Киевский и его собрат Макарий Московский признавали допустимость для России и немонархического строя. Об этом свидетельствуют подписанные ими весной 1917 года соответствующие решения Синода (последний, кстати, является малым церковным Собором, слово «синод» по-гречески и означает «собор»). Даже такой твердый монархист, как святой Андроник Пермский, признавал приемлемым для России любой государственный строй, который свободно изберет ее народ. Священномученик Константин (Сухов) был расстрелян по обвинению в молитвах за Учредительное Собрание, которое, кстати, и стремилось осуществить этот свободный выбор (причем именно в пользу республики). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) даже на допросах в ГПУ бесстрашно определял себя как демократа…
    И такая позиция была обусловлена не только влиянием революции. Митрополит Иоанн (Максимович) еще на рубеже XVII–XVIII веков писал, что цари (как и другие главы государств) «часто бывают людьми, действующими не по закону Божьему… и здравому разуму, но по своему безрассудному произволу, а поэтому бывает в делах как общественных, так семейных и частных – пагуба и неустройство со вредом и разорением весьма многих лиц». Святой Феодор (адмирал Ушаков) собственноручно разрабатывал конституцию первого в новой истории греческого республиканского государства – Республики Семи Островов. Священномученик Иоанн (Поммер), будучи в 1930-е годы прошлого века депутатом республиканского парламента Латвии, говорил: «Я исполняю и буду исполнять обязанности архиерея и депутата, несмотря на злобное рычание и скрежет зубов».
    Не только Русская, но и Вселенская Православная Церковь в целом устами множества святых (Фотия, патриарха Константинопольского, Тихона, патриарха Всероссийского, Николая Сербского и других) неоднократно свидетельствовала, что форма правления не предопределена Богом. Она устанавливается людьми в соответствии с их собственным опытом. Церковь же не связывает себя с какой-либо формой правления, ибо таковые имеют лишь относительное историческое значение. При всем этом, по словам Патриарха Тихона, «установление той или иной формы правления» есть «не дело Церкви, а самого народа». А уж святитель Тихон, служивший Богу и в республиканских США, и в Российской империи, и в Советской России, – один из наиболее компетентных в этом вопросе святых. Недаром его слова в практически неизменном виде вошли в принятые Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года «Основы социальной концепции РПЦ».
    Вот как на самом деле обстоит дело.Церковь не считает ни одну из форм правления богоугоднее другой.Потому что Церковь-это небесное,а форма правления-земное явление.Форма правления сама по себе не может повлиять на дело спасения человека.Всё зависит от самого человека.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика